Назад

ПРИНЦИП ДОМАНА

Михаил Федотов

Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей!

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но - и это, быть может, самое главное - были прекрасно развиты физически. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

БАЗОВЫЙ ВЫВОД ДОМАНА: УЧЕБА ЭФФЕКТИВНА ТОЛЬКО В ПЕРИОД РОСТА МОЗГА. Мозг человека растет до семи - семи с половиной лет.

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ДОМАНА: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ДВИГАТЬСЯ С ПЕРВОГО ДНЯ ЖИЗНИ. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Вы спросите, влияет ли ползанье на развитие способностей ребенка? Еще как. Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев. И эта разница в уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь. Доман, перечисляя известных выдающихся личностей, которые начали читать в три года, часто повторяет: "они так рано научились читать, потому что были гениями, или они СТАЛИ гениями, потому что так рано выучились читать?" И это действительно серьезный вопрос, а не шутка.

А НЕ ВРЕДНО ЛИ РЕБЕНКУ РАНО ЧИТАТЬ?

Американцы заметили, что масса детей начинает читать, запоминая слова на громадных рекламных щитах вдоль дорог. Может, это вредно, и стоит запретить детям смотреть в окно, когда они едут в машине? А НЕ ВРЕДНО ЛИ РЕБЕНКУ ПОЛЗАТЬ? Но для чего же тогда природа "снабдила" новорожденного сильным ползательным рефлексом, спрашивает Доман. Может, логичнее будет предположить, что ВРЕДНО спеленывать ребенка и не давать ему двигаться.

Система Домана - радостная, светлая, рассчитана она только на желание самого маленького ребенка двигаться и познавать все вокруг. Его методы подхвачены во всем цивилизованном мире. Во многих странах существуют общества "Раннее развитие", председатель такого общества в Японии (кстати, совладелец фирмы "Сони") написал книгу "После трех уже поздно", которая переведена на русский. Существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману! Во многих видах спорта лидирующее положение занимают спортсмены, взявшие в руки ракетку или мяч, вышедшие на лед или начавшие плавать не позже двух лет. Сотни тысяч детей прошли систему Домана и достигли уже всевозможных степеней и рангов. Разумеется, педагогический мир на эту систему не перешел, но принята она с уважением повсеместно, и успех ее в основном зависит от энтузиазма родителей.

Во многих случаях эффективность этой системы поразительна, но иногда результаты - сравнительно с усилиями, которые прикладывают родители, - могут показаться не очень значительными. Дело в том, что система чрезвычайно трудоемка и требует полной отдачи родителей. Ее очень трудно совместить с работой, учебой, множеством домашних обязанностей современной женщины. В течение дня мать должна провести пятьдесят-шестьдесят сверхкоротких уроков по нескольким "предметам" и еще постоянно работать над созданием учебного материала. Неработающая американка со средним уровнем дохода, имеющая стиральную машину, моющий пылесос и микроволновую печь, наверное может себе позволить такой распорядок дня. В наших широтах это доступно очень немногим. Даже богатые люди не находятся в привилегированном положении, потому что гувернеру и няньке эти занятия не поручить, их должны проводить сами родители.

Официальная школа всюду относится к системе Домана без восторга, в основном потому, что "домановские дети" знают больше значительной части учителей. А это реальная угроза!

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ДОМАНА: ЧТЕНИЕ - ТАКАЯ ЖЕ ЕСТЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА, КАК РЕЧЬ. (А не вредно ли ребенку слишком рано говорить?..) Представляете себе, как тяжело научить ребенка говорить в семь лет! Почти немыслимо. Доман считает, что учителя, которые обучают чтению семилетних, совершают настоящий педагогический подвиг. Ведь научить двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче. И столь же легко и естественно научится такой маленький ребенок говорить на иностранных языках, играть на скрипке, кататься на коньках, он без труда выучит названия всех столиц в Европе и все виды насекомых, обитающих в Западной Африке, для него не составит проблемы запомнить, в каком веке происходила война Алой и Белой Розы, и какие страны участвовали в Семилетней (Столетней, Тридцатилетней…) войне. Он будет разбираться в живописи, зоологии, астрономии, географии, музыке - словом, маленькие дети готовы и способны освоить любые области знаний, лишь бы родители вовремя начали с ними заниматься.

Представим же себе, что все семилетки превосходно читают и пишут, а также говорят на одном-двух иностранных языках, неплохо разбираются в отечественной истории, знакомы с расположением планет и материков, и могут описать кровеносную систему у птиц. Университеты будут переполнены двенадцатилетними студентами, и мы, может быть, перестанем страдать от утечки умов. Если же семилетки будут все поголовно виртуозно обращаться с мячом - теннисным, футбольным, баскетбольным, блестяще владеть коньками, клюшкой, ракеткой, делать сальто на бревне и опорный прыжок, - может быть, тогда у нас будут свои сильные лиги, и спортсмены перестанут сбегать за границу… И если появятся миллионы одаренных людей, страна сможет изменить свой облик.

Но еще важнее: это прекрасные, глубокие люди, с которыми очень интересно. И им самим очень интересно жить и учиться.

Назад



Ранний старт
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz