Назад

ОТКРЫТИЯ ДОМАНА

Евгения Тропп

Существует несколько моментов, которые вместе создают подход и систему. Первый я уже назвала: основная учеба должна совпадать с периодом роста мозга.

Первый: Исследуя десятки тысяч детей, которые занимались по его системе, Доман делает вывод, что обучать годовалого ребенка читать и считать намного легче, чем пятилетнего.

Второй: Доман предположил, что можно провести полную аналогию между восприятием устной речи и тем, как мозг воспринимает письменную речь, притом что записанные слова одновременно громко произносятся вслух. И действительно, мы начинаем разговаривать с новорожденным, не очень заботясь, понимает он нас или нет. Но проходит неделя, потом месяц, второй, третий, и вдруг оказывается, что ребенок понимает то, что он слышит. При этом ребенку неизвестно, что слова состоят из разных звуков, которые можно расчленить - ему это не нужно, он просто понимает смысл вашей речи. Речи как существующей вокруг ребенка реальности, к которой он приспосабливается. А если такой же реальностью сделать речь письменную?! По Доману, ребенок никогда не должен, спотыкаясь, читать по слогам: вы окружаете его жизнь словами, написанными крупными буквами на однотипных карточках, показываете и громко их произносите. Каждый урок занимает всего несколько секунд, в течение дня вы показываете карточки десять-двенадцать раз, и к концу года выясняется, что ваш ребенок понимает смысл написанного, то есть умеет читать.

Третий: занимаясь математикой, Доман вводит обучение числу, а не цифрам. Детям показывают карточки с наклеенными на них красными кружками. Взрослый человек с трудом отличает шесть кружков от семи. Дети после не очень продолжительной тренировки могут отличить пятьдесят от сорока девяти или семьдесят от семидесяти одного - так выглядят, по Доману, первые шаги в математике.

Четвертый: Доман дает своим ученикам в определенном порядке энциклопедические сведения о мире.

Наконец, пятый: Доман формулирует поэтапное включение различных отделов головного мозга, ответственных за выполнение движений возрастающей сложности.

Ранняя двигательная активность включает очередной этаж мозга не раньше времени, а именно своевременно, когда это запланировано природой.

По данным статистики, дети в Конго начинают ходить на пять месяцев раньше, чем скандинавы. Их никто не учит ходить, но ИМ НЕ МЕШАЮТ ДВИГАТЬСЯ.

А не вредно ли слишком рано начать ходить, бегать, ползать, познавать мир? Слишком рано, считает Доман, не бывает, бывает своевременно.

Начать вовремя ходить не вредно. Вредно задерживать ребенка в развитии, потому что в этом случае навыки различных движений оказываются менее естественными и совершенными.

Давайте теперь зададим напрашивающиеся вопросы. А не вредно ли все-таки слишком рано уметь читать? А не вредно ли для здоровья быть слишком одаренным, быть гением? Что такое "ранняя двигательная активность"? Не вредно ли с ребенком разговаривать? Не является ли слишком большой нагрузкой тот факт, что он понимает вашу речь? Гении... у гениев не слишком хорошая репутация, хоть бьюсь об заклад, что никто из вас живого гения не видел. Я так точно не видела. Видимо, гении не такие, как окружающие, и это вызывает недоброжелательное к ним отношение.

Но мы говорим о совершенно другом типе людей. Видимо, есть какие-то люди, у которых мозг необъяснимо расположен к математике. Потом эта причина - она может быть даже связана с психическим заболеванием, - перестает действовать. В любом случае мы имеем дело со случайной способностью, не подкрепленной общим физическим и умственным развитием. Конечно, были универсальные гении, к ним относится Леонардо да Винчи, но они рождаются один раз в три столетия.

Мы говорим о другом: правильно ли наша современная традиция установила сроки, в которые большинство детей начинает двигаться и получать знания. Ранняя физическая активность...

Было время, когда наши бабушки точно знали, что ребенка нужно крепко пеленать и укладывать на спину. Сейчас это уже стало историей, но еще недавно никому не приходило в голову, что ребенка запеленывать ВРЕДНО, на спину укладывать ВРЕДНО. И каждая мать, родив ребенка, а часто единственного ребенка, должна подвергнуть критике все устоявшиеся представления, которые она получила по наследству.

Доман очень часто употребляет слово "миф". Он пишет, что миф всегда существует и поддерживается, потому что авторы мифов преследуют негативную цель. Каждый ребенок рождается с задатками гения. Выявить эти задатки может только раннее развитие. Но общество ощущает угрозу со стороны одаренных детей, которые станут одаренными взрослыми. Отсюда природа мифа о вреде раннего развития.

А вот еще один вопрос: не будет ли способному ребенку скучно в школе? Хороший и своевременный вопрос. ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ.

Предположим, вы учите маленького ребенка игре в футбол. Следует ли вам думать, что у вас в районе слабая футбольная команда и ему будет там скучно играть? И от этого надо учить его играть хуже? Вы учите, а команда для него найдется! Разумеется, ребенок, который к семи годам ищет ответы на свои вопросы в Британской энциклопедии, будет не очень счастлив, если его заставят читать вместе с классом "мама мыла раму". Если заставить его посещать такой класс силой, то это отобьет у ребенка желание учиться.

Со школой действительно проблема. Тем более, что уровень школьного образования во всем мире падает ниже и ниже. Но это проблема решаемая. Родители находят специальные группы, специальных учителей, дают ребенку специальные задания. Это уже частность. Главной проблемой, которую я вижу, являетесь вы сами. Вы должны точно отдавать себе отчет, чего вы от своего ребенка

Доману в каком-то смысле очень повезло: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕЙ РАБОТЫ ОН КОНТАКТИРОВАЛ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЕЗДВИЖЕННЫХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ БЫЛИ НА ЛЮБЫЕ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ СВЕРШИЛОСЬ ЧУДО. Такие родители и помогли ему совершить открытие, как каждая мать может воспитать одаренного ребенка. Реально ли обучение ребенка по системе Домана? И как приспособить систему раннего воспитания ребенка к нашей повседневной жизни?

В Институте развития человеческого потенциала по программе Домана уже прошли обучение десятки тысяч детей. Суть этой программы, как ее формулирует директор института Глен Доман, в том, что самым продуктивным периодом для обучения оказывается период, ПОКА РАСТЕТ МОЗГ. Именно в этот период ребенок может достичь невероятно высоких результатов практически в любой области, которую вы ему открываете. При этом на сегодняшний день во всем мире формальное обучение ребенка начинается в том возрасте, когда рост мозга уже прекратился. И на усвоение знаний, которые ребенок до шести лет схватывает на лету, уходят годы тяжелой учебы.

Вот вам идеальный пример: один или несколько языков ребенок легко выучивает в первые два года жизни, так что язык становится неотделимой частью ребенка. И сравните это с мучительными, МАЛОЭФФЕКТИВНЫМИ занятиями иностранными языками в

Книги Домана стали бестселлерами еще в шестидесятых годах, но на русский язык очень долго не переводились.


СПРАВКА.

Глен Доман - американский врач, окончил университет в Филадельфии в 1940 году, в 1941 году призван рядовым в американскую армию, демобилизован в чине подполковника, награжден боевыми орденами. С пятидесятых годов занимался восстановлением травмированных детей с повреждениями головного мозга. Автор книг "Как научить вашего ребенка читать", "Как обучить вашего ребенка математике", "Гармоничное развитие ребенка", "Как дать вашему ребенку энциклопедические знания" и других. В настоящее время возглавляет ИНСТИТУТ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА в Филадельфии. Более подробные данные есть в сети "Интернет".


ИНФОРМАЦИЯ.

В течение пятнадцати лет Доман занимался именно травмированными детьми. Им и его сотрудниками было замечено, что если у безнадежных детей, которые лежали неподвижно и считались функциональными идиотами (их вообще невозможно было тестировать) стимулировать какой-нибудь орган чувств - слух или зрение, - то происходит активизация всего мозга в целом. Неожиданно выяснилось, что, стимулируя зрение, вы можете заставить ребенка двигаться. Особенное внимание было уделено чтению. Ребенку показывали написанное крупными буквами слово и произносили его вслух. Каждые пять дней набор слов обновлялся, и в какой-то момент оказывалось, что больной ребенок понимает смысл написанных слов, начинает двигаться, а часть детей смогли даже обогнать в развитии своих здоровых сверстников. (Это, конечно, очень схематичное объяснение того, что происходило с больными детьми, подробнее об этом вы можете прочитать в книгах Домана, которые с середины 90-х годов существуют в русском переводе.) Наконец в один прекрасный день система раннего обучения чтению была опробована на здоровых детях. Результаты превзошли все ожидания. Такие дети быстрее развивались физически, а интеллектуально они значительно опережали свой возраст.

Назад



Ранний старт
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz