Назад

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ДОМАНУ

Евгения Тропп

Когда начинаешь чем-нибудь заниматься, кажется, что весь мир начинает посылать тебе информацию, на которую раньше ты не обращала внимания. Сегодня утром я увидела передачу по БиБиСи об американском игроке в гольф - негритянском мальчишке, который выступил в своем первом профессиональном турнире, победил всех легендарных звезд с громадным отрывом, уже подписал контракты на двенадцать миллионов долларов и поставил какие-то сногсшибательные рекорды. Его зовут Тайгер Вудз. Игра в гольф не очень для нас понятна, ходят по парку и забивают мячи в лунки. А в заключение показали любительский фильм о том, как Тайгер Вудз начинал играть в два года, а к трем уже уморительно размахивал маленькой клюшкой. Может быть, он тоже из домановских детей: доброжелательный, интеллигентный юноша с хорошей улыбкой. Интересно, с какого возраста он умеет читать? Я много раз упоминала программу "энциклопедических знаний" о мире, которую вводит Доман, и так называется его книга. Именно эта книга и вызывает наибольшее число нареканий, во всяком случае, "ломаются^матери именно в этом месте, хотя начинается программа совершенно невинно. Берем все сведения о мире и изобретаем для них систему. Доман вводит десять категорий, хотя их может быть намного больше. Биология. История. География. Музыка. Искусство. Математика. Анатомия человека. Общие знания. Язык. Литература. Собственно, для чего мы учились читать? В основном, чтобы дети могли получать знания. Доман часто сравнивает мозг ребенка с незагруженной памятью компьютера. Если компьютер обучать без системы, из него невозможно будет ничего вынуть. Кета-49 ти, как вы оцениваете возможности памяти компьютера (разумеется, самого совершенного) и человеческого мозга? Это данные Международного Красного Креста: 1:100. Человеческий мозг вмещает в десять раз больше информации, чем все национальные архивы США. Только правильно этот живой компьютер загружайте! Нужно найти хороший источник информации, хорошие фотографии. Систематизируемую информацию вы приклеиваете на обратной стороне карточки, на лицевой четко пишете название объекта. Биология-категория. Раздел - птицы. Ворона, малиновка, соловей, страус, тетерев, утка, курица, скворец, воробей, гриф. Доман пишет, что если вы в течение десяти секунд показываете ребенку не десять случайных карточек, а десять карточек, относящихся к определенной категории, вы предоставляете ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Ребенок не просто выучивает на всю жизнь десять фактов, а овладевает целой системой знаний. 1 секунда на карточку. Начинайте с демонстрации трех различных категорий по десять карточек в каждой. Постепенно вы можете добавлять новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет двенадцати. В тот момент, когда количество категорий достигнет десяти, можно ежедневно удалять по одной карточке из каждой категории. Доман, ориентируясь на "профессиональных" мам, считает, что это минимум: замена десяти карточек в день. В среднем цикл каждой карточки - это тридцать занятий - по три занятия десять дней. Но в какой-то момент вы должны увидеть, что и пяти дней показа достаточно, то есть за пятнадцать раз ребенок это понятие полностью усвоил. Когда ребенок усвоил приблизительно тысячу карточек, Доман предлагает приступить к созданию интеллектуальной программы. Вот в чем ее суть: на каждую карточку заносится десять усложняющихся уровней определения объекта. Пример: карточка "ворона". Раздел: Биология. Категория: Птицы. Карточка: Обычная ворона. 1 уровень сложности: где вьют гнезда. 2 уровень сложности: из чего состоят гнезда. 3 уровень сложности: чем питаются. От уровня к уровню наши сведения об этой подозрительной птице становятся подробнее. Сколько выводков в год? Где водится? Кто еще относится к семейству вороньих? 10 уровень сложности: только в Новой Зеландии и на островах Тихон" океана нет представителей семейства вороньих. Не забывайте, что, например, в географии вы одновременно прорабатываете Новую Зеландию и Океанию, и происходит связывание самой разнообразной информации тонкими нитями, за которыми мы уже не успеваем следить. Неужели ребенок все это запоминает?! Вы помните анекдот, как деревенский парень попадает в зоопарк и читает на клетке со слонами: "Слон съедает в ден 10 килограммов яблок, 12 арбузов, пять килограммов бананов, шесть килограммов груш и дынь". "Неужели о" все это съест?" - спрашивает парень у сторожа. А сторож отвечает: "Съесть-то он съест, да только кто ему даст!" Уже известно, что всю информацию, которую мы состоянии дать, ребенок проглотит и оближет пальчики но подготовить программы, которые рекомендует Доман чрезвычайно тяжело. Вы помните, я писала о "невинном" начале? Есть старая арабская сказка, в которой шах награждает героя золотом из своей сокровищницы и спрашивает, какого количества ему хватит. Герой предлагает свою систему оплаты, на которую шах легко соглашается: на первую шахматную клетку две золотых монеты, на вторую восемь и дальше в геометрической прогрессии. Сокровищница шаха опустошается, пока мы не добрались еще даже до половины шахматной доски. Я просто не знаю, где на свете существуют учебные пособия для такой колоссальной работы. В Америке, правда, есть специальные наборы карточек, которые выпускает институт Домана, но Америка, как известно, очень далеко. Кроме этого учитывайте, что учебный материал лучше готовить самим родителям, тогда вы хорошо им владеете, а не просто начитываете ребенку чужую усредненную информацию. Доман еще рекомендует писать на карточках какие-нибудь живые детали, например, что Чайковский, дирижируя, держался левой рукой за подбородок, "чтобы голова не оторвалась", а у Баха было ровно двадцать три ребенка, и такие подробности, выбранные кем-то другим, будут вас раздражать. Пройдя первый уровень сложности по разным птицам (орел - хищная птица, курица не умеет летать и т. д.), вы проходите на следующий уровень. Доман пишет, что через год вы удивитесь, насколько изменятся ваши собственные 1 познания в различных сферах. Общее время занятий в 1 течение дня: 12 категорий х 3 раза х 10 секунд = 6 минут в день. Эти шесть минут в день не должны вас обманывать. Это очень долгие шесть минут. Для меня самой таинственной была фраза Домана: "То, что вы меняете на новые 10 карточек в день, это минимум, а не максимум". Но я давно твердо решила, что моему сыну подходит именно та программа, которая подходит мне, точнее, которая мне по силам. И категорий в день можно проходить не 12, а две! Я думаю еще, что очень важно разделять энциклопедические знания ребенка до полутора-двух лет и после этого возраста. Энциклопедические знания четырехмесячного ребенка: как проползти в ванну и на кухню, где находится холодильник, и откуда в квартиру входят люди. Этими знаниями будет понимание, что можно увидеть маму с балкона, а потом поменяться с ней местами и понять, что мы живем на втором этаже. Это знания о том, что дом можно построить, а море очень соленое.На приобретение всех этих знаний нужно много времени и раньше срока, НО ИМЕННО РАНЬШЕ СРОКА, НЕ ВООБЩЕ, обстреливать сериями других энциклопедических сведений маленького ребенка не нужно. Есть много сведений, которые не лежат в основном русле человеческой культуры. Как-то мне попалась красивая книга с картинками "Аквариумные рыбы", мы начали их учить, но потом я решила, что все-таки этими странными названиями забивать голову ребенка не обязательно. Я не могу до конца принять еще единообразия - принципа, который использует Доман для подачи информации. Я думаю, что многие вещи, которые может сделать американская мать, европейским родителям просто не под силу. Во многом именно из-за совершенно компьютерного укладывания информации в мозг, где царем царей становится голый, неизвестно откуда взявшийся факт. Одинаково сухо в память ребенка уходит птица коноплянка, водится на крайнем юге, съедает двести килограммов конопли, Моцарт, родился в Гданьске, начал писать в шесть лет, имел двенадцать жен, написал сорок пять произведений, умер в тридцать пят лет. Единообразие подачи - закон. Факт, или бит, то есть коноплянка и Моцарт, - бесстрастные винтики системы, которые нужно подавать в мозг, выделяя из фона. В уровни сложности для запоминания можно вводить шутки, но другие птицы, домашние коты и Сальери безжалостно вырезаются с площади бита. Они являются посторонними, самостоятельными битами информации. И система, конечно, работает. И преступление не дать ребенку шанс войти по этой системе в жизнь, пусть растянув ее на лишние годы, если она кажется очень трудоемкой. Но мы заметили, что в нашей жизни Моцарт редко бывает без приятелей, которых не хочется срезать с портретов, за канарейкой гоняются кошки, а главное, что ребенок на любой, даже перенасыщенной деталями фотографии, легко находит известные ему мелочи. Мы решили учить ребенка по системе Домана, только познакомив его с данной областью в целом. Даем, например, ему представление об Африке, потом о зверях Африки, потом о борьбе в животном мире, о существовании хищников, а только потом выделяем деталь из фона, знакомя его с десятью уровнями сведений об африканском льве, его привычках и месте в системе классификаций Линнея, то есть идем не от частного к общему, а от общего к частному и снова к общему, что должно дать другую степень человечности и теплоты видению ребенком окружающего мира. "Неуспеха" быть не может. Любые занятия с ребенком в период, пока продолжается рост мозга, "обречен" на успех.

Назад



Ранний старт
sdelaibalkon.com
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz