Назад

МАТЕМАТИКА ИЗ "НЯНИ"

Михаил Федотов

Я написал сегодня в журнал "Няня" маленькую статью, комментируя название статьи( и её суть)" Поменьше математики, побольше любви!", фамилии автора я не помню.

Это название в принципе касается вас лично, поэтому я вступаю на трудную для меня почву- начинаю говорить с вами о математике.

Еще раз- автор статьи хочет сказать Ольге Павловой, что систематически занимаясь с детьми математикой она делает это (более-менее автоматически) за счет ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ.

И вот тут я еще раз хочу упростить тему, о которой мы все время разговариваем, чтобы вместо математики придумать что-то другое,по-другому её назвать.. Давайте назовем эту науку ориентированием в городе или в лесу. Ведь все, о чем мы с вами говорим и пишем можно свести к тому, что РЕБЕНОК НЕ должен жить, считая, что вокруг него дремучий лес или каменные джунгли города. Он может развить свой ум только, если мы объясним ему, что окружающий мир можно сортировать, расчленять, искать проходные дворы, тропинки, по которым можно двигаться.

Мы должны ОСВАИВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, а не держать его вокруг ребенка как непонятную глухую враждебную страну. Вот вам и вся математика, вот вам и все чтение. Просто, легко, и еще проще и еще легче учить ребенка как ориентироваться в мире.

Для этого не нужно ждать, пока ребенок пойдет в официальное детское учреждение, или к нему будет приставлен человек с дипломом. Математика - это только один из методов распутывания мира вокруг нас.

И вот автор этой статьи из НЯНИ, хочет нам сказать, что объясняя ненавязчиво, по каким проходным дворам можно двигаться в городе, мы делаем это ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ. А НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ!Это стандартное материнское возражение. поэтому я на нем останавливаюсь и я считаю такие возражения просто демагогией, потому что все матери, которые занимаются с детьми много, поражали меня именно преданностью своим детям и колоссальным запасом любви к своим детям.То есть вас учить любить не нужно!

Я часто вспоминаю, что живя во многих странах, я часто находился в городах, где не понимал , о чем говорят надписи на магазинах и на стенах- представьте себя в арабском квартале Бейрута, и французский я знаю плохо, я много жил в Инзраиле, но иврит я знаю плохо и надписи читать не умею. И я могу определить хлебный магазин, если на витрине лежит батон, а молоко- если стоит корова, но по надписям мне не сориентироваться.Вот на такую жизнь мы обрекаем детей, если с ними не заниматься с рождения.

Но это общие соображения. А вам я хотел лично написать, в каких отношениях с детской математикой я нахожусь сегодня сам.

Я не знаю, поймете ли вы меня, что малейшие усилия по собственному пониманию, ну например, логических задач, или математические игры- даются мне очень тяжело.(кстати, так же плохо сегодня мне дается любая форма участия в занятиях ребенка музыкой).

И думая об этом, я пришел к мнению, что я вовсе не обязан себя насиловать ,занимаясь математикой, только от того, что я точно понимаю, что это нужно детям. От того, что я пропускаю время, и что кроме меня сегодня делать это некому.

Замкнутый круг. Но занимаясь математикой через собственное сопротивление я ничего хорошего просто энергетически передать ребенку не могу. А какой толк от любой информации, которую ты вталкиваешь ребенку безо всякой радости, без игры. Вот вы писали мне о совсем простых вещах по занятию математикой с вашей первоклассницей, но я не могу в них вникнуть. У меня мозг занят совершенно другими проблемами, и я просто не могу себя сломать или изменить.

То есть получается, что я веду себя совершенно так же как стандартный усталый родитель, который выматывается на работе и считает, что на ребенка у него может не оставаться сил.

И я начал придумывать, как из этой ситуации выползти. Я понимаю, что ребенок должен быть поставлен на правильные НЕ СЛУЧАЙНЫЕ математические рельсы.Этим заниматься могу только я и я этим заниматься не могу и не хочу.

И я вернулся к теории. Теория это Шаталов- базовые его опорные пункты. Я решил просто ставить самые основные опорные пункты науки, надеясь, что со временем ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИК подхватит мои наработки и пойдет с ребенком дальше. Зайцев рекомендует с четырехлетними детьми выходить в сотню, и когда-то мы с этого начинали. Но сейчас я категорически вернулся назад и начал закреплять счет в десятке. Дополнительные числа до десятка, потом до двадцати, но не больше. Я занимаюсь всем, чем мне заниматься легко,на что хватает четырех наших рук, доводя сложение, вычитание в двадцатке до полнейшего автоматизма. При этом я совершенно не пытаюсь идти дальше, более того, я никогда не спрашиваю ребенка, я просто произношу вслух все варианты счета и он за мной повторяет. Такой стандартный кусок мы делаем, когда сходим с автобуса и во всех хоккейных доспехах с клюшкой идем до катка.На это ушла зима. В какой-то момент я ввел умножение, и на рафинаде и на шишках я время от времени таблицу умножения иллюстрирую, но в общем математика свелась к пяти минутам в день разучивания наизусть базовых арифметических фокусов. Я стараюсь, чтобы ребенок не производил действие сам, потому что он может ошибиться и ошибочное знание фиксируется. Я давно уже заметил это , занимаясь с маленькими детьми английским:если слово произнесено неправильно, то мне приходится на это место (как стирают стирательной резинкой)в мозгу наговаривать правильный вариант и раз двадцать его повторять.Это долго и никому не нужно. То есть я свел занятия математикой ко всему, что не составляет для меня труда. Ребенок делает это быстро и автоматически, сейчас за пару месяцев до пятилетия таблица умножения освоена, и я медленно ввожу понятия больше- меньше, неравенство, повторяю все сотни раз, но только на ходу, в метро, в трамвае. Чтобы с ребенком специально садиться заниматься математикой- я должен видеть ВЕСЬ ПУТЬ, а я его не вижу, я вижу его в языке- я могу легко, в игре придумать ему план занятия на день или месяц, а в математике этот долгосрочный поэтапный план мне не дается. И теперь я оставляю место для вопроса специалисту.

Дайте мне следующий шажок, но он должен быть крохотным, чтобы не истощить умственные способности замученного жизнью родителя.

Назад



Ранний старт
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz