Назад

ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА

Михаил Федотов

Главный вопрос не в том, как сделать наших детей сильными и умными. И здоровыми. Это второстепенный вопрос.

Главный вопрос: Что же делать с этими детьми, когда им исполнится семь лет.

Формулируем себе проблему. На дороге жизни стоит огнедышащий дракон - школа. Милый дракон, привычный, свой дракон. Он перемолол нас всех, оставив в памяти хорошее и плохое. Но мало кому удастся сказать, что школа - это место, которое как-то поддерживало интерес к учебе, желание учиться. В редких случаях такое желание было связано с учителями-энтузиастами, которых из школы обычно в конце концов выживали. Но в основном учёба - была "долгом ученика". Эта идея глубоко врезана в нашем мозгу. И она замечательная! Но поддерживать творческое начало в человеке она, к сожалению, не может. Понятно, что чем сильнее ребенок, приходящий в школу, чем выше у него "начальная скорость" - назовём это так, тем травматичнее будет школьное торможение. То есть практически жизнь построена так, что ребенка лучше всего вообще ничему не учить, чтобы ему в школе не было скучно, и чтобы он не портил своих отношений со сверстниками. Я пытаюсь не увлекаться и ничего не утрировать. Практически выгоднее всего, чтобы он был умным, в числе первых учеников в классе, но лучше бы он особенно не выделялся. То есть в основном мы вынуждены думать о том, как наш ребенок будет выглядеть на фоне других учеников! При том, что это вообще тема непозволительная, и мы должны быть заняты только одной проблемой: решать, насколько реализованы его способности. То есть сравнивать ребенка только с ним же самим. Еще раз я формулирую свою задачу: я хочу определить проблемы и написать короткий роман "Что делать?".

Существует ли идеальный вариант?. А что вы сделаете, если вам придется растить сына на необитаемом острове или на луне? Школы там нет, отношения со сверстниками рассматривать не нужно. Развиваем способности, не думая о том, что пять или семь лет могут быть каким-то этапом. Есть только один возраст, с которым мы будем вынуждены считаться: по данным американца Домана, в семь с половиной лет, когда прекращается рост мозга, скорость восприятия резко, в десятки раз падает. Как вы будете учить ребенка на необитаемом острове? ВОТ ТАК И УЧИТЕ. ЭТО ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ УЧЕБЫ.

У вас достаточно денег и вы можете позволить себе приглашать домой частных учителей по всем предметам, допуская, что с годами вы подготовите ребенка к дорогой частной школе, где за деньги происходит интересная учеба. Такой школы нет, но всё равно - это ВТОРОЙ ВАРИАНТ УЧЁБЫ.

Вы договариваетесь, что ребенка сразу принимают во второй или третий класс и дальше он учится с опережением на два-три класса, или, как в экспериментальных западных школах, ему разрешают опережать класс по одному из предметов, чаще всего по математике, с тем, что ребенка готовят по индивидуальной программе. ЭТО ТРЕТИЙ ВАРИАНТ УЧЁБЫ. И это вполне реальный вариант. Лучше бы, чтоб ваш ребенок был на высоком уровне в спорте, тогда ему легче будет контактировать с одноклассниками, которые на несколько лет старше. Более того, этот вариант - при всей инертности нашей школы - вполне понятен школьным учителям. И ребенка, который в десять лет прошел всю школьную математику, может быть, и не будут заставлять решать примитивные задачи четвертого класса.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ учёбы. Ваш развитый ребенок учится со своим годом, но вы договариваетесь или явочным порядком пускаете ребенка в школу не чаще двух раз в неделю, с тем , чтобы ему не становилось скучно, но при этом он числился в классе, контактировал с детьми своего возраста, а свободные дни можно занять серьезной специализацией - музыка, спорт, живопись. Еще о третьем и четвертом варианте - о чем мы вообще говорим? О том, что разносторонне развитому ребенку в школе делать нечего. Я рассуждаю вслух - всё равно всего не охватить и может быть в юные годы сделать основной упор на математике с тем, чтобы и ум ребенка развить и не запустить, но при этом оставить какие-то предметы, которые вы почти не трогали, и ребенок сможет сознавать, что по каким-то предметам он в школе что-то узнает. Это немного искусственный вариант, и вашим и нашим, но он может уберечь вас от конфликтов.

ПЯТЫЙ ВАРИАНТ. Вы отправляете ребенка "ДАБЛ АР" (рр, "раннее развитие") в школу с четырех, пяти, шести лет. Это может быть рассмотрено, как один из вариантов. В этом году я даже нашел школу, где четырехлетнего мальчика соглашались взять в первый класс на один-два раза в неделю, но, очень почесав в затылке, мы решили переждать еще год. Всё-таки в четыре года даже очень мощный ребенок в первом классе будет уставать (от официальности, от неподвижности, от того, что соседи по парте считают его малышом и т.д).

ШЕСТОЙ ВАРИАНТ. Ребенок проходит школу экстерном. Так проходят школу дети, находящиеся в поле зрения Зайцева. Сам я сегодня думаю, что я бы не стал ребенка начисто лишать обстановки школы - это его значительно обеднит. В любом случае лучше, чтобы предметы расцвечивали учителя, а не оставлять всё на контакт умного ребенка с учебником (или с компьютером).

СЕДЬМОЙ ВАРИАНТ. Освоен в поселке Нижний Бор Горьковской области. Детский сад, подготовленный по программе Зайцева, целиком образовал первый класс начальной школы, под который написана специальная сложная программа.

ВОСЬМОЙ ВАРИАНТ. Городской. Который мне кажется идеальным. Создание микрошколы на пять-шесть учеников, в которой преподают учителя и сами родители, и преподавание ведется под максимум, то есть происходит учёба, а не выполняются планы и продразверстки министерства народного образования. Вариант может быть временным, лабильным. НЕ исключено, что после первых ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ лет ПОЛНОЦЕННОЙ УЧЁБЫ, КОГДА ДЕТИ СИДЕЛИ НА СТУЛЬЯХ РЯДОМ С СЕБЕ ПОДОБНЫМИ, ОНИ МОГУТ ОКРЕПНУТЬ НАСТОЛЬКО, что их можно отпустить доучиваться в старших классах средней школы. Этот вариант хорошо совместим с занятиями музыкой и живописью. Для маленькой группы можно нанимать спортивного специализированного тренера, а не обычного учителя физкультуры. ЕЩЕ ХОРОШО БЫ НЕ ИМЕТЬ ДОБРЫХ СОСЕДЕЙ, КОТОРЫЕ НАСТУЧАТ НА ВАС В РОНО.

Я не заканчиваю эту статью. Она принципиально открытая. Думаю, что правильно искать единомышленников, с которыми вместе можно реализовывать идеи раннего развития, чтобы к школьному возрасту дети хорошо знали друг друга и им радостно было бы вместе учиться (см. вариант восемь).

Назад



Ранний старт
sdelaibalkon.com
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz