Назад

СЛОЖНОСТИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО ДОМАНУ

Евгения Тропп

Мозг перестает расти около 8-ми лет. В период с 7-ми до 8-ми лет развитие мозга намного больше, чем с 8 до 80-ми.

Это позволяет Доману декларировать, что в 7 лет учиться легче, чем в 8, в 6 лет легче учиться чем в семь, а еще легче в пять, а еще легче в четыре, а еще легче в три, а еще легче в два. И тут Доман добавляя фразу, которая каждый раз оставляет меня в глубокой растерянности: "И, клянусь Богом, - пишет доктор Доман, - годовалому легче, чем двухлетнему -- если у вас ДОСТАТОЧНО ТЕРПЕНИЯ, чтобы дождаться, когда вашему ребенку будет два года, чтобы убедиться в этом".

Клясться нехорошо, это понятно, но, видимо, слишком много родителей делают попытку начала занятий в год и, не получив явных результатов, опускают руки. Дело еще в том, что большинство даже самых способных годовалых детей НЕ МОЖЕТ ВАМ ОТВЕТИТЬ, запомнили ли они слово "гиена", или слово "пожар", или что такое сложение шариков, и только самые одержимые добредают до конца, когда результат стал несомненным. У меня самой были периоды полного разочарования, когда мне казалось, что меня разыграли, и движения практически нет, или я бездарный учитель, а мой ученик хотя и ужасно любимый и смешной, но такой тупешка, что вообще ничего не в состоянии понять - уже девять месяцев, а он не читает и не разговаривает.

Месяцев в восемь впервые свершилось маленькое чудо - я показала ему слово "лампа", и он четко показал на лампу, я еще раз показала слово "лампа", и он второй раз показал на лампу. Тогда я позвала в комнату всю семью и показала ему слово "мама", а он снова показал на лампу, и такие разочарования продолжались весь первый и начало второго года.

Нет, не то чтобы в полтора года мой сын уже читал - Доман пишет, что мировой рекорд принадлежит девочке, которая в два года и один месяц вслух читала газету. Но на второй год напряженных занятий я значительно поумнела.

Во-первых, я уже начала разбираться в том, к какому виду и типу относятся креветки и морские звезды и чем гобой отличается от валторны. Во-вторых, стало ясно, что ребенок чрезвычайно наблюдателен и умен, а остальные результаты - уже дело времени. Меня поддерживала еще его способность очень быстро всему учиться: он быстро и рано научился ходить, за день научился вылезать из кроватки, в полтора года за месяц научился кататься на роликах, а чуть позже тоже за месяц - на трехколесном велосипеде. Это произошло, как только ноги стали доставать до педалей. Это, кстати, большая сложность - найти велосипеды для таких малышей.

С роликами легче - в ролики для трехлетнего можно влезать в грубом ботинке, и нога хорошо фиксируется. Так что с первого года можно использовать ролики старших братьев.

А что делать с самими старшими братьями, если им больше восьми?! Каждый раз, когда я пишу, что рост мозга прекращается в восемь лет, я чувствую свою вину перед всеми второклассниками. Но я пришла к выводу, что хотя идеи Домана касаются в основном малышей, но есть принципы его занятий, которые могут быть спасительными и для более старших детей, которых мы запустили.

ПРИНЦИП МНОГОКРАТНЫХ ПОВТОРЕНИЙ. ПОЭЗИИ БЕЗ "СЫРА С ДЫРКАМИ" НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Идеальных систем не бывает.

Это большое счастье - поверить, что политическая система, в которой ты живешь, самая хорошая, а главное, самая справедливая на свете, и слепо, не задумываясь, маршировать в общем строю. Хорошо верить, что твоя религиозная система самая правильная - на этой базе происходили почти все войны на свете. Из-за педагогических систем варфоломеевских ночей и войн еще не было, но какое бесконечное счастье, когда ни о чем не нужно думать, ни в чем сомневаться - просто передоверить своих детей самой передовой школе в мире и ждать результатов. Генетически оправданных! Потому что, может быть, родители и обычные, но дедушки точно были очень заслуженными людьми! И намного хуже, если в системе, которой доверяешь, ты отчетливо видишь недостатки, и не все концы сходятся с концами, а ты усиленно предлагаешь эту систему другим людям.

Скрывать недостатки? Лакировать их? Или сразу говорить о них вслух, рискуя, что кто-то из родителей даже не станет попробовать?

Доман ни о каких сложностях системы не пишет. У него это на 100% успешная система - сомнений и неудач не бывает. Не может быть, чтобы методика не пошла, или чтобы ребенок был равнодушен к занятиям, или чтобы ребенок отворачивался от любых карточек, даже если по Доману показываешь их невероятно быстро, быстрее может показывать только карточный шулер. А ребенок упорно смотрит мимо. Приходится выдумывать теорию, что, даже глядя мимо, ребенок все видит и запоминает. Не бывает что после восьми месяцев занятий ребенок смотрит на три кубика, а называет "пять-десять". В Филадельфии так не бывает, а в жизни так бывает.

На мой взгляд, существуют два главных возражения против системы Домана (я говорю о конкретной системе, а не о необходимости СВОЕВРЕМЕННО ЗАНИМАТЬСЯ с маленьким ребенком): провокационные советы, касающиеся занятий первого года жизни, и слишком большая нагрузка, которая ложится на "профессиональную мать".

Начну со второго. Я уже писала о французской актрисе Сесиль Лупан, которая училась в институте Домана и была потрясена всем увиденным. Вот что она пишет после трех месяцев занятий со своими дочками: "Теперь я понимаю, почему мамы из института Домана были похожи на зомби. Их суточный распорядок просто невероятен. Более 60 раз в день они должны переключаться с одних занятий на другие. Если учесть, что основной источник усталости в жизни женщины состоит именно в необходимости бесконечно прерываться, думать о нескольких вещах сразу, успевать в промежутках сделать покупки, приготовить еду, убрать квартиру, поговорить по телефону, постирать, погладить и тому подобное, то при одной лишь мысли о том, что ко всему этому следует прибавить еще 60 (пусть даже 20) переключений, я становлюсь неврастеничкой. И потом, это же какое-то механическое представление об обучении. Ведь ребенок не счетная машина! У него должно быть эмоциональное и индивидуальное отношение ко всему, что он узнает. Нельзя из малыша делать ходячую энциклопедию, он должен обладать собственной культурой. И что за семейная жизнь, когда мать постоянно одержима заботой, как вложить очередную порцию знаний в своего ребенка. Кого муж видит, возвращаясь домой? Жену, которая, не успев уложить детей, хватает 1 картон, клей, ножницы, фломастеры, репродукции и т. п. Каждая карточка требует многих минут работы, а их надо сделать не менее 200 в неделю. Для мужа остается небольшой выбор: либо клеить вместе с женой, либо заняться другими делами, например, смотреть телевизор... Как быть с карточками, с их количеством? Должна признаться, что вне института я разговаривала примерно с десятью родителями, которые также пытались освоить эту методику и, в свою очередь, встретили отталкивание и необходимость "адаптации" метода. Вполне вероятно, что у других дела шли хорошо, и они увидели в этом смысл своей жизни, переехали в Филадельфию и записались в экспериментальную школу. Таких случаев много. Я сама свидетель того, что дети из института Домана веселы, общительны и гордятся своими знаниями..." - и еще несколько менее выразительных страниц.

Комментирую. Это правда и неправда. После трех месяцев занятий нельзя перечеркивать метод, если у тебя что-то не получается. Но я тоже думаю, что Доман перегружает РОДИТЕЛЕЙ. Именно не детей, а родителей, детям все это под силу. Но Сесиль Лупан забывает сказать, что Америка - это, прежде всего, чужая цивилизация. И для тех, кто говорит по-французски, и для тех, кто говорит по-русски. Объяснять это сложно, формально кажется, что все мы одинаковые люди, мы смотрим много американских фильмов и к ним привыкли. Но знаете ли вы, например, что в течение последних сорока лет европейские фильмы смотрит только очень небольшая часть американского населения? Мы им неинтересны. Мы устроены по-другому. Возьмите телевидение: все американцы привыкли, что любая передача продолжается ровно три минуты, после которых одну минуту продолжается реклама. Идет ли хоккей, бейсбол, "Рембо-4" или "Ромео и Джульетта" - каждые три минуты перерыв.

В Канаде фильмы не прерываются только на французском канале. Американке несложно совершить и 60 и 100 переключений в день, она хорошо к этому подготовлена. Но развитие ума происходит не от бесконечной информации, которую можно вносить в мозг ребенка, - ребенок умнеет от понимания разных горизонтов, разных плоскостей мира.

Если не нагружать малыша бесконечными энциклопедическими сведениями, а сконцентрироваться на качественно разных занятиях, то подходов в день будет во много раз меньше и, главное, их можно будет дозировать.

Предположим, мы учим младенца плаванию - сейчас такие занятия рекомендуются большинством авторов. Весьма возможно, я только фантазирую, что годовалый ребенок, если его гонять по бассейну как олимпийского чемпиона Марка Шпица, может проплыть и десять и двадцать километров в день.

Профессор Глен Доман всюду рекомендует максимум - во-первых, потому что он американец, во-вторых, потому что он ориентирован на вытаскивание обездвиженных детей, и он работает на пределе возможностей. Но если дать ребенку проплыть сто метров в день, разве не самым важным будет сам факт, что ОН ПЛЫВЕТ?!

О мужьях. Масса мужей готова делить с женой нагрузку и по дому, и по воспитанию детей. А если нет? А если вообще нет мужа? Если мужа вообще нет, то на занятиях надо просто настаивать, потому что вам нужен ребенок, который будет опорой, а не обузой.

Назад



Ранний старт
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz