Назад
ЧИТАЕМ И СЧИТАЕМ
Анастасия Старынина
Я даже не буду пытаться объять необъятное в одном маленьком
рассказе - невозможно впихнуть в него все, что можно и, главное,
нужно делать вместе со своим малышом, чему можно учить его и
учиться вместе с ним. Каждая мама годам, наверное, к трем-четырем
уже способна написать целое учебное пособие о том, как и чем нужно
(а чаще - не нужно) заниматься с ребенком. А потому я лишь
расскажу о своем небольшом опыте занятий с дочкой, о том, какие
методики и как я использовала, о своих находках и неудачах.
Возможно, это покажется небезинтересным еще кому-нибудь.
Занятия можно начать хоть в день рождения малыша, хоть на
следующий - вопрос в том, чем заниматься.
Однозначано - только тем, во что вы лично верите, иначе, какая бы
супермодная и эффективная методика ни была, результаты, скорее
всего вас не впечатлят. Вы верите в занятия чтением с
новорожденными? - прекрасно, вы наверняка добьетесь грандиозного
успеха. Вы готовы заниматься с малышом музыкой с первого его
вздоха? - ну, если из него вырастет не блестящий пианист (скрипач
и т.п.), то наверняка видный специалист по теории музыки.
Выбирайте для себя то, что вам по силам и по убеждениям - это
первый урок, который я вынесла из своего опыта ранних занятий с
дочерью.
Но при этом не забывайте о тех простых занятиях, которые помогут
малышу быстрее познакомиться с новым миром. Поскольку первый цвет,
который он начинает различать, желтый (далее - красный, зеленый и,
наконец, синий), повесьте над его кроваткой в пределах видимости
большую и яркую желтую игрушку. Научите малыша видеть и
рассматривать ее, следить за ней глазами - тренируйте его зрение и
слух, позвякивая погремушкой и перемещая ее вверх-вниз,
вправо-влево, пусть он ищет ее только по звуку.
Показывайте ему предметы разных цветов, размеров и форм. Как
только он сможет что-то брать в ручку и удерживать, добавьте
фактуру и материал - холодная ложка, шероховатое дерево, мягкая
ткань - возможности практически безграничны, средств не надо
никаких. Все зависит лишь от вашей фантазии и уверенности, что
все, что вы делаете, ребенку действительно необходимо.
Прочитав все книги Глена Домана, я загорелась его уверенностью в
детской гениальности и с 6-7 месяцев начала с дочкой "читать".
Конечно, соблюдать все его рекомендации (большое количество слов,
регулярность и большое количество ежедневных занятий) у меня не
получилось, да и ребенок хотел заниматься не всегда. Тем не менее,
через несколько месяцев я поняла, что мне действительно не
показалось то, что Варя стала узнавать десяток-другой слов. C
возрастом мы от красного цвета слов перешли на черный, шрифт
уменьшили с 10 до 3 см.
А "отработанные" слова я развесила по всей квартире, в зависимости
от тем - "съедобные" на кухне, названия игрушек - на стены и дверь
детской, части тела и всякие банные принадлежности - в ванной.
Малышка целыми днями бегает мимо этих слов и нет-нет, да и
прочитает сама что-нибудь. Я решила ее проверить и кое-что
поменяла местами, секундное удивление... сосредоточенно
наморщенный лобик... и правильный ответ!
По советам разных продвинутых мам я сделала книжки, помогающие мне
в обучении чтению. В обычной копеечной книжке (или в той, которой
позволяет ваш бюджет) вы ключевые слова заклеиваете полосками
бумаги, на которых эти самые слова напечатаны (или написаны)
крупным и знакомым малышу шрифтом. Сначала, читая книжку, вы их
читаете сама, показыая их пальцем, потом просто показываете, делая
"призывную" паузу, потом ваш малыш будет радостно вам помогать...
А потом он прочитает это слово сам, невзначай открыв книжку.
Если у вас есть кубики Зайцева и вы поддерживаете обучение чтению
еще и его методикой - эффект будет гораздо сильнее. Мне
показалось, что методика обучения ребенка чтению по Доману и по
Зайцеву друг другу не противоречат (как, скажем, обучение по
Зайцеву и по азбуке), поэтому читая "самодельную" книжку, мы
дублируем знакомые слова по кубикам и таблицам.
Признаюсь, математика на основе красных кружков и ежедневного
увеличения их количества мало меня привлекла и убедила, поэтому мы
запаслись карточками одного английского издательства. Показывая
их, как и слова, на одну-две секунды, в течении нескольких месяцев
я не пыталась даже проверить, насколько успешными (и успешными
ли?) были наши занятия, как не далее, чем на прошлой неделе я
вдруг выяснила, что оказывается дочка прекрасно ориентируется в
числах и количестве предметов первого десятка, а также может
прочитать любое действие ("Две машины плюс две машины будет четыре
машины. Ура-а!") В принципе, все эти карточки можно сделать самим
с помощью наклеек с фруктами, животными и проч.
Моя маленькая гордость - это наш домашний планетарий, с помощью
которого названия планет и строение Солнечной системы были усвоены
за 3 дня. Хотя кто с уверенностью может утвержать, что и как
отложилось в этой головке... Согласно атласу космоса я вырезала из
пенки круги разных размеров (можно использоватьи картон и любой
другой подручный материал) и обклеила их аракалом различного цвета
- красный Юпитер, голубая с материками Земля, оранжевый Меркурий и
т.п. Можно и просто покрасить согласно ваших художественным
способностям, получится гораздо нагляднее, но менее практично с
учетом маленьких шаловливых ручек.
И всю это "красоту", а также многочисленные блестящие звезды и
хвостатые кометы я прикрепила с помощью резинового клея к потолку
вокруг люстры, изображающей Солнце. Теперь астрономией можно стало
заниматься хоть вися вниз головой на турнике, хоть прыгая на
дивание, а не только сопя у мамы под боком и глядя в большую и
непонятную книгу.
Но, говоря откровенно, заниматься с ребенком можно чем угодно и
когда угодно, лишь бы вам обоим это приносило радость. А будет ли
это классическая музыка (кстати, ее лучше не просто слушать, а
активно и творчески под нее двигаться: танцевать, разыгрывать
маленькие сценки, кувыркаться, грустить), зоология, география или
английский язык, зависит только от вашей уверенности, что это
именно то, что надо вашему малышу, и вашего умения предоставить
ему заинтересовавший его материал.
У нас, например, бывали дни и даже недели, когда дочка требовала
ежедневных полутора-двухчасовых занятий языком. А потом, словно бы
наполнившись им "до краев" категорически отказывалась даже слышать
о нем месяц-другой, так же жадно набрасываясь на кубики Зайцева
или музыку. Я не стала пытаться переделать режим занятий на тот,
который "положен", а решила дать ребенку возможность быть самой
себе хозяйкой.
Может быть с педагогической и методической точки зрения это моя
ошибка, но зато заниматься - когда угодно, чем угодно и в любом
количестве (разумеется, по ее выбору) - наше любимое занятие,
которое мы предпочитаем даже мультфильмам и прогулке. Что особенно
актуально, когда за окном завывает метель или крапает нудный
осенний дождь...
Назад