Назад

ЧИТАЕМ И СЧИТАЕМ

Анастасия Старынина

Я даже не буду пытаться объять необъятное в одном маленьком рассказе - невозможно впихнуть в него все, что можно и, главное, нужно делать вместе со своим малышом, чему можно учить его и учиться вместе с ним. Каждая мама годам, наверное, к трем-четырем уже способна написать целое учебное пособие о том, как и чем нужно (а чаще - не нужно) заниматься с ребенком. А потому я лишь расскажу о своем небольшом опыте занятий с дочкой, о том, какие методики и как я использовала, о своих находках и неудачах. Возможно, это покажется небезинтересным еще кому-нибудь.

Занятия можно начать хоть в день рождения малыша, хоть на следующий - вопрос в том, чем заниматься.

Однозначано - только тем, во что вы лично верите, иначе, какая бы супермодная и эффективная методика ни была, результаты, скорее всего вас не впечатлят. Вы верите в занятия чтением с новорожденными? - прекрасно, вы наверняка добьетесь грандиозного успеха. Вы готовы заниматься с малышом музыкой с первого его вздоха? - ну, если из него вырастет не блестящий пианист (скрипач и т.п.), то наверняка видный специалист по теории музыки.

Выбирайте для себя то, что вам по силам и по убеждениям - это первый урок, который я вынесла из своего опыта ранних занятий с дочерью.

Но при этом не забывайте о тех простых занятиях, которые помогут малышу быстрее познакомиться с новым миром. Поскольку первый цвет, который он начинает различать, желтый (далее - красный, зеленый и, наконец, синий), повесьте над его кроваткой в пределах видимости большую и яркую желтую игрушку. Научите малыша видеть и рассматривать ее, следить за ней глазами - тренируйте его зрение и слух, позвякивая погремушкой и перемещая ее вверх-вниз, вправо-влево, пусть он ищет ее только по звуку. Показывайте ему предметы разных цветов, размеров и форм. Как только он сможет что-то брать в ручку и удерживать, добавьте фактуру и материал - холодная ложка, шероховатое дерево, мягкая ткань - возможности практически безграничны, средств не надо никаких. Все зависит лишь от вашей фантазии и уверенности, что все, что вы делаете, ребенку действительно необходимо.

Прочитав все книги Глена Домана, я загорелась его уверенностью в детской гениальности и с 6-7 месяцев начала с дочкой "читать".

Конечно, соблюдать все его рекомендации (большое количество слов, регулярность и большое количество ежедневных занятий) у меня не получилось, да и ребенок хотел заниматься не всегда. Тем не менее, через несколько месяцев я поняла, что мне действительно не показалось то, что Варя стала узнавать десяток-другой слов. C возрастом мы от красного цвета слов перешли на черный, шрифт уменьшили с 10 до 3 см.

А "отработанные" слова я развесила по всей квартире, в зависимости от тем - "съедобные" на кухне, названия игрушек - на стены и дверь детской, части тела и всякие банные принадлежности - в ванной.

Малышка целыми днями бегает мимо этих слов и нет-нет, да и прочитает сама что-нибудь. Я решила ее проверить и кое-что поменяла местами, секундное удивление... сосредоточенно наморщенный лобик... и правильный ответ!

По советам разных продвинутых мам я сделала книжки, помогающие мне в обучении чтению. В обычной копеечной книжке (или в той, которой позволяет ваш бюджет) вы ключевые слова заклеиваете полосками бумаги, на которых эти самые слова напечатаны (или написаны) крупным и знакомым малышу шрифтом. Сначала, читая книжку, вы их читаете сама, показыая их пальцем, потом просто показываете, делая "призывную" паузу, потом ваш малыш будет радостно вам помогать...

А потом он прочитает это слово сам, невзначай открыв книжку.

Если у вас есть кубики Зайцева и вы поддерживаете обучение чтению еще и его методикой - эффект будет гораздо сильнее. Мне показалось, что методика обучения ребенка чтению по Доману и по Зайцеву друг другу не противоречат (как, скажем, обучение по Зайцеву и по азбуке), поэтому читая "самодельную" книжку, мы дублируем знакомые слова по кубикам и таблицам.

Признаюсь, математика на основе красных кружков и ежедневного увеличения их количества мало меня привлекла и убедила, поэтому мы запаслись карточками одного английского издательства. Показывая их, как и слова, на одну-две секунды, в течении нескольких месяцев я не пыталась даже проверить, насколько успешными (и успешными ли?) были наши занятия, как не далее, чем на прошлой неделе я вдруг выяснила, что оказывается дочка прекрасно ориентируется в числах и количестве предметов первого десятка, а также может прочитать любое действие ("Две машины плюс две машины будет четыре машины. Ура-а!") В принципе, все эти карточки можно сделать самим с помощью наклеек с фруктами, животными и проч.

Моя маленькая гордость - это наш домашний планетарий, с помощью которого названия планет и строение Солнечной системы были усвоены за 3 дня. Хотя кто с уверенностью может утвержать, что и как отложилось в этой головке... Согласно атласу космоса я вырезала из пенки круги разных размеров (можно использоватьи картон и любой другой подручный материал) и обклеила их аракалом различного цвета - красный Юпитер, голубая с материками Земля, оранжевый Меркурий и т.п. Можно и просто покрасить согласно ваших художественным способностям, получится гораздо нагляднее, но менее практично с учетом маленьких шаловливых ручек. И всю это "красоту", а также многочисленные блестящие звезды и хвостатые кометы я прикрепила с помощью резинового клея к потолку вокруг люстры, изображающей Солнце. Теперь астрономией можно стало заниматься хоть вися вниз головой на турнике, хоть прыгая на дивание, а не только сопя у мамы под боком и глядя в большую и непонятную книгу.

Но, говоря откровенно, заниматься с ребенком можно чем угодно и когда угодно, лишь бы вам обоим это приносило радость. А будет ли это классическая музыка (кстати, ее лучше не просто слушать, а активно и творчески под нее двигаться: танцевать, разыгрывать маленькие сценки, кувыркаться, грустить), зоология, география или английский язык, зависит только от вашей уверенности, что это именно то, что надо вашему малышу, и вашего умения предоставить ему заинтересовавший его материал.

У нас, например, бывали дни и даже недели, когда дочка требовала ежедневных полутора-двухчасовых занятий языком. А потом, словно бы наполнившись им "до краев" категорически отказывалась даже слышать о нем месяц-другой, так же жадно набрасываясь на кубики Зайцева или музыку. Я не стала пытаться переделать режим занятий на тот, который "положен", а решила дать ребенку возможность быть самой себе хозяйкой.

Может быть с педагогической и методической точки зрения это моя ошибка, но зато заниматься - когда угодно, чем угодно и в любом количестве (разумеется, по ее выбору) - наше любимое занятие, которое мы предпочитаем даже мультфильмам и прогулке. Что особенно актуально, когда за окном завывает метель или крапает нудный осенний дождь...

Назад



Ранний старт
Реклама:
Направленных на обучение чтению.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz