Мне хочется говорить о детях.
Как-то убедили меня в свое время в том, что от того какими они станут, - зависит почти все. До сих пор для меня это - аксиома. И еще - опора соз-нанию или подсознанию в хаосе настоящего.
Потому что только так сегодня я представляю се-бе надежду или попытку выкарабкаться из нашего болота. Вот так. Вытягивая за уши себя и своих детей.
Нам почти всем ясны отрицательные стороны нынешней системы образования, попробуем обоб-щить:
- школа обязана выпустить продукт для использо-вания его в …(не нахожу слов, выберите сами), не верю в байки о том, что никто не задумывается о качествах продукта и все пущено на самотек, другое дело, устраивает ли это нас;
- ее главное "достоинство" - массовость есть ан-типод индивидуальному и сколько хочешь их взбалтывай и перемешивай - коктейль выйдет не ах;
- являясь системой больного общества наша школа не может быть здоровой, гибкой и динамичной, несмотря на все усилия ее отдельных кадров.
Итак, не будем тешить себя иллюзиями и умилять-ся отдельным достоинствам системы, лучше поду-маем вместе о том как дать нашему ребенку то, что ему необходимо будет для его вхождения в мир взрослых двадцать первого века.
Пусть это будет наша, взрослая, игра с "эврика!" в кульминации и с реальными делами - в коде.
Давайте определим п р а в и л а и г р ы:
- посмотрим на проблему с высоты нашего понима-ния уникальности каждого малыша;
- попробуем найти ф о р м у его воспитания и раз-вития, отвечающую, в главном, нашим чаяниям;
- пойдем от о б щ е г о к частному, а не наоборот;
- не будем повторяться в своем отрицании, по-ищем в различных образовательных системах п л ю с ы и присвоим их в свою форму;
- попробуем соединить наши знания в осмысленную развивающую ребенка формулу для ж и з н и, а не для дискуссий;
- правила можно дополнять, но не стирать, иначе это будет уже другая игра.
С чего начать?
Вы сейчас улыбнетесь. Мой следующий и самый главный вопрос - вопрос к Вам, на первый взгляд, из другой оперы. Из сферы рыночных отношений. Это может звучать примерно так: "Что Вам надо?" и "Их есть у меня".
Отодвинем ответ (их-таки есть у меня).
И все-таки не будем уходить от вопроса: что нам нужно от будущего, что бы мы хотели получить на выходе в мир нашего родного человека? Каким я его вижу? Каким ему стать, чтобы я была за него спо-койна? Обещаю отвечать вместе с Вами.
Уверена - формулы будут различными, но раз мы встретились у РР, нам не избежать общих ин-гредиентов. Идеал, идеал с поправками, несколько вариантов прогнозов…
Если вдуматься, понаблюдать за ним внима-тельно, то Ваш малыш сам подскажет Вам доста-точно для того, чтобы облегчить Вашу работу. Потому что в свои 1-2-3-4-5-6 лет он уже -
проект, который состоялся.
Сын подсказывает - для ответа нужна анкета.
Обычно я прислушиваюсь к своим детям.
Каким быть моему ребенку?
Основные качества личности в порядке каком хоти-те, лучше - по значимости для него самого
Его цели или их отсутствие
Его место в обществе
Его возможности самовыражения
Его умения и навыки
Соответствие его потребностей его возможностям
Предлагаю Вам записать не только ответы, но и дополнить эту анкету своими вопросами.
(Продолжение следует…)
К вопросу о терминологии и не только.
Не нравится мне этот термин: Раннее Развитие. Воспринимается он сам по себе как что-то неестественное, не природное. Возможно, именно поэтому есть у него оппоненты, которые отвергают с л о в о, не вдумываясь в суть явления.
У явления же, называемого РР, среди здравомыслящих родителей не может быть даже равнодушных, не то, что противников. Почему это, скажет скептик?
Да потому что развитие не может быть направлено в обратную сторону, так же как и время не течет вспять. Именно поэтому сегодня детям нуж-на подготовка к жизни иная, чем во 2-12 или 20-м веке. И объем, и составляющие ее части, и универ-сальность, и креативность и все это раньше, чем раньше.
Однако такие определения развития дошкольников как "раннее", "позднее", "профессиональное", могут восприниматься как нечто искусственное, надуманное и подразумевают обязательные оговор-ки, мы мол имеем в виду то-то и то-то…
Гораздо точнее, на мой взгляд, "своевременное", "гармоничное", "правильное", "естественное" и даже "современное".
Что касается качественных отличий такого развития у ребенка от детей его поколения, то они проявляются во все периоды его жизни, от настоящего до последнего. Только вот, к сожалению, в любом случае, они, эти качественные отличия, приве-дут его к судьбе "белой вороны", которой нужно будет искать и находить себе подобных. Мы готовы к этому?
Может быть, дело только в том, что мы стараемся, как заложено в биологии, делать себе подобных?
Эти вопросы из тех, что так и маячат в сознании без ответов. Ну и пусть себе маячат, они "полезны, как пропашка поля".
Может быть, наш прогноз, наша анкета, подготовит нас к восприятию всей совокупности плюсов и минусов того блага (РР), которое даем мы своему ребенку, желая, как всегда - как лучше..?
Наша общая проблема
Переход от дома к школе, поиски своего места в общественной системе образования, все мучительные вопросы, возникающие при знакомстве с системой поближе, и многое другое - наша общая пробле-ма.
Желая найти в этом клубке проблем заветную, свою, ниточку, случайно (а значит, закономерно) нашла форму разрешения противоречий. Она, эта форма, очень похожа на городской в о с ь м о й в а р и а н т, который кажется МФ идеальным. Похожа, но не совсем. С радостью поделюсь своей находкой в следующем разговоре.
(Продолжение следует…)
<<Назад