Назад
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕ ПО ДОМАНУ
Евгения Тропп
Когда моему ребенку было десять месяцев, я еще раз перечитала книгу Домана "Как дать ребенку энциклопедические знания" и решила, что пусть все американки на свете выполняют его рекомендации, а я "комара обыкновенного", "сороку белохвостую" и "Бетховена Людвига", фактически через запятую, на однотипных карточках преподносить в этом возрасте своему ребенку не собираюсь.
Особенно меня раздражало, что каждую карточку нужно показывать не дольше пяти дней! А дома у себя можно находиться дольше пяти дней? Видеть газовую плиту, четыре стула, собаку Ксюшу, соседскую кошку, надписи на киосках - все это можно видеть по много месяцев или тоже нужно менять каждые пять дней?
Результатом этого восстания было создание тематических альбомов: максимумом из идей Домана, с которым я позволила согласиться, была идея грубой первичной классификации мира. Сначала альбомов было пять. Потом десять, двадцать пять. Сейчас их больше ста. Люди. Люди и животные. Большой и маленький. Большие кошки. Птицы. Название писалось большими печатными буквами, и каждый раз, когда мы начинали смотреть альбомы, мы вынужденно громко прочитывали его название. Кроме того на каждом альбоме был свой порядковый номер и сзади на обложке - я использовала школьные тетради для рисования - россыпью красные шарики, их количество соответствовало номеру альбома.
Но когда количество альбомов перевалило за пятьдесят, я отказалась и от математических установок Домана и оставила счета пределах пятнадцати. Цифра на обложке, а сзади столько же шариков или простые суммы. Цифра восемь - сзади два шарика плюс шесть шариков. Постепенно птиц становилось слишком много, и мы выделили хищных. А гепарды вышли из "Больших кошек" и перебрались в отдельный альбом. Слоны фигурировали сразу в пяти альбомах: в "Африке", в "Зверях Африки", в "Большой и маленький", в "Индии" и так далее. Медведи, спорт, машины, самолеты, собаки и волки, профессии, деревья. Все, что было освоено как понятие, получало свой альбом и номер и начинало свою самостоятельную жизнь. Грызуны. Отдельно крысы. Выяснилось, что пауки - это не насекомые. Хоть тип у них "членистоногие", как и у насекомых, но класс - "паукообразные". А рыбы относятся к "хордовым", и к ним же относятся нобелевские лауреаты по физике.
Я надеялась, что мои альбомы заменят "компьютерную загрузку" Домана. С десяти месяцев до полутора лет мой сын готов был рассматривать альбомы часами. Но сейчас я четко понимаю, что я ошибалась. Наибольший объем информации ребенок способен воспринять именно так, как рекомендует Доман. Но я не думаю, что его "категории и разделы" нужно давать детям до двух лет, я вижу в этом только спорт, погоню за рекордами Гиннеса. Это не естественные занятия, соответствующие интересам годовалого ребенка. И до двух лет я стараюсь дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором мы живем, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Я хочу, чтобы он хорошо понимал, что число вещей может быть разным, что существует "прибавление" и "от-нимание", что существуют хищные звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть, что папа за работу получает деньги, на которые можно купить бананы.
Тематические журналы являются не застывшей формой, а моим рабочим инструментом. Они меняются изо дня в день, появляются новые картинки, случайные гости исчезают, меняются надписи. Была идея расцветить в сознании ребенка сухую классификацию Домана, будь то страны, моллюски или виды деревьев. Достигая глубины и точности информации строгими битами, я хочу, чтобы эти биты имели вкус и запах и ребенку понятно было, откуда они берутся. Ребенок восторженно относился к любым новым фотографиям. Совершенно прекрасные и насыщенные действием фотоснимки я десятками вырезала из американского журнала "Нейшенел Джиографик". Но это идеальный случай.
Учебным пособием может стать удачная фотография в любой старой газете, разорванном журнале, вы должны быть нацелены на поиск, как золотоискатель. Я усложняла альбомы, которые особенно интересовали ребенка, даже внесла его самого в альбомы по географии: вот он с собакой или в альбоме "Люди и животные" восседает на верблюде, я делала это, чтобы он понимал свое место в картине мире и сразу вырабатывалось ощущение масштаба.
Наши альбомы были сочетанием чтения, математики и "Моей первой энциклопедии". По мере того как в альбомах увеличивалось количество слов, появлялся прообраз КНИГИ. Но классификационные тетради - это только временная форма занятий в каком-то определенном возрасте. С того момента, как вы видите, что ребенок может воспринимать больше, информация должна углубляться, а не расширяться. За год вы подготовились к дальнейшим занятиям: вы сами многое узнали и многому научились, у вас появилось много учебного материала: "интеллектуальная" программа Домана уже не кажется вам такой невыполнимой, как раньше!
Назад