Назад
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Анастасия Старынина
Как только Варя подросла и начала не только ходить, но и пытаться танцевать,
она сразу выбрала себе любиые кассеты и диски. К моему изумлению, больше
всего ей понравилось... "Искусство фуги" Баха - сложное, трагическое
произведение, во время написания которого композитор скончался. Мы же под
эту ритмичную, многоголосую музыку с удовольствием топтались посередине
комнаты, махали руками и радовались. Бабушку и дедушку, профессиональных
музыкантов, это приводило в трепет.
Время летело, и мы перешли к более сложным занятиям, которые продолжаем и по
сей день, причем не только дома, но и в группах, где нашим
самым маленьким ученикам - 7 месяцев, а самым старшим 4 года.
Собственно занятие состоит из нескольких перетекающих друг в друга частей,
чтобы малыш не уставал только сидеть или только двигаться. Сначала - самое
сложное, требующее концентрации внимания и желания работать. Конечно, хорошо
бы иметь под рукой музыкальный инструмент - хотя бы металлофон, иначе
практически невозможно будет учить малыша различать разные по высоте звуки.
Начинаем с самого большого интервала - октавы (от одной одноименной ноты до
другой: соль-соль, ми-ми, до-до), при этом надо обязательно ввести
"картинку": вот сидит внизу большая птичка и поет - чик-чирик, чик-чирик. А
наверху сидят ее детки и поют тоненькими голосами - чик-чирик, чик-чирик.
Такие игры нужно разработать для каждого интервала: например, для сексты
(до-ля) - качели (вверх-вниз), для кварты (до-фа) - труба (тара-ра,
тара-ра), для терции (до-ми) - колыбельная (баю-баю).
Чтобы закрепить слуховую работу мышечной, работаем ручкой малыша - ритмичные
движения согнутой в локте рукой от себя на уровне диафрагмы. Первое время,
конечно, ребенок будет просто впитывать все, что вы с ним будете делать -
занятия будут пассивными, но именно в тот момент, когда вы решите, что толку
никакого от этого нет, он начнет выдавать все услышанное.
Поэтому не расстраивайтесь, если после первых же попыток малыш соскочит с
коленей и побежит к своим машинкам-куклам. Со временем продолжительность
увеличится сама собой (например, у нас один мальчик с радостными воплями
убегал после первых же ноток в течении трех занятий, а на четвертом уже пел
и махал ручкой).
Развивайте и чувство ритма - прохлопывайте в ладоши все слова любимых
песенок (возьмите по строчке из самых знакомых: Антошки, Чунга-чанги..., но
могу посоветовать больше использовать фольклор - Тень-тень-потетень, Ходит
зайка по саду, По малинку в сад пойдем).
По продолжительности эта часть должна занять столько же времени, сколько вы
потратили на прочтение этой части моего рассказа - иначе малыш утомится и
заскучает.
Поэтому начинайте двигаться. Заранее подберите несколько небольших
классических произведений, которые вам будет по силам прослушать до конца:
что-то из Времен года Вивальди, Карнавала животных Сен-Санса - на ваше
усмотрение, но постарайтесь, чтобы музыка была характерная. И проработайте
ее движением и танцем - летят бабочки, распускаются цветы, лебедь машет
крыльями... Покажите малышу, сколько эмоций скрыто в одном небольшом
произведении - и радость, и страх, и волнение, и нежность, и любовь... И он,
глядя на вас, будет повторять движения, придумывать сюжеты.
Я не согласна с тем, что ребенок должен учиться слушать музыку, сидя -
во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами
(полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец -
естественный для ребенка способ познания музыки, сидя, он тут же потеряет к
ней интерес. Если же вы боитесь, что после таких занятий не сумеется
удержать ребенка в театральном кресле, могу вас уверить, что этого не
случится.
Потому что, танцуя, переживая с вами музыкальные истории и сказки, ребенок
учится музыку уважать. Она становится рассказчиком интересных и не очень
понятных, а потому - совершенно волшебных историй.
Потом можно поиграть с ребенком в музыкальные загадки - кто как двигается,
кто как говорит, нажимая на клавиши верхних и нижних октав: вот пошел
большой косолапый мишка, а вот полетела маленькая бабочка, вот попрыгал
зайка, а вот - потопал слон.
А под конец так здорово попеть хором песни из любимых мультиков!
По продолжительности занятие должно занять не более 30 минут. Это уже в
"готовом" виде, когда вы и ваш малыш, уже будете знать, зачем открывается
пианино или достается металлофон. А первые занятия обычно длятся не более
3-5 минут.
Могу добавить лишь, что во время занятия не стоит разрешать ребенку
пользоваться инструментом самостоятельно - если у него не получится играть
так же, как у вас (а скорее всего, это так и будет), то все закончится
возмущенными воплями и игрой кулаками. Пусть каждое прикосновение к клавише
будет подарком, волшебством, малыш должен просить вас об этом.
Если с самого раннего детства вы сумеете не просто подружить малыша с
музыкой, а сделать ее прекрасным подарком, то, возможно, даже музыкальная
школа не отобьет у него охоту подходить к инструменту.
Назад