Назад
НИКИТИНЫ
Евгения Тропп
В Советском Союзе где-то с начала семидесятых годов на слуху был опыт семьи Никитиных, которые в дальнейшем написали несколько книг о воспитании своих детей и внуков. Наибольшее внимание Никитины уделяют здоровью и закалке детей. Это казалось невероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу...
Касаются они в своих книгах и умственного, и физического развития первых лет жизни, но во всем, что они пишут, КРОМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОДОВ, в отличие от научного подхода Глена Домана, слишком много произвольного, даже случайного.
Их занятия выглядят как деревенский опыт положительных сельских учителей. Умственное развитие они в основном связывают с развивающими играми, серией головоломок, на мой взгляд, довольно скучных.
Языками, музыкой, искусством Никитины не занимаются, объясняя, что они плохо в этом ориентируются, и главным коньком у них остается кормление грудью, щажение матери и ребенка в родах, закалка методом включения естественных центров терморегуляции - то есть различные проблемы здоровья.
Несмотря на явную правоту Никитиных, средства массовой информации создали образ семьи, требующей от детей невозможного.
Выросшие Никитины стали самыми обычными хорошими людьми, забыв о том, что они перескакивали через два класса и подавали большие надежды.
Я не хочу сказать, что быть обычным человеком плохо или стыдно, но мне кажется, что Никитины - практически единственные (кроме Домана) авторы, которые пишут не о том, как развивается средний ребенок, а КАК СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНКУ, если родители поощряют его активность. И в этом колоссальная заслуга Никитиных.
Кроме того, трудно сравнивать потенциал богатого американского института с личным опытом подмосковной семьи.
В своих книгах Никитины почему-то никогда не ссылаются на Домана, хотя мне кажется, что работы Домана не могли быть им неизвестны. Нигде, кроме института в Филадельфии, я не видела целостной системы, подкрепленной медицинской теорией.
Назад