Назад

РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Михаил Федотов и Евгения Тропп

Необходимо уточнить: мы имеем в виду не все рефлексы, которых много сотен, а те главные, которые мы можем использовать в своей работе: хватательный, ползательный, шагательный, плавательный и отчасти другие. Эти рефлексы, если их не использовать, постепенно исчезнут, и ребенка придется заново учить ползать, плавать, ходить. Но в нашей власти эти рефлексы "законсервировать" на много месяцев и не дать им бесполезно пропасть. С помощью врожденных рефлексов мы начинаем двигаться по "лестнице" Домана. Дав угаснуть этим рефлексам, мы тоже неминуемо будем взрослеть, но с запаздыванием, по капле собирая отдельные беспорядочные движения. А нужно ли включать в действие рефлексы, с которыми человек рождается? Если нет, то зачем, скажите, он с ними рождается? А вот почему большинство людей этого не делает, несмотря на то, что все так просто, предстоит решить читателю.

ЗАНЯТИЯ ПЕРВОГО ДНЯ И ПЕРВОГО МЕСЯЦА

Мы давно живем на Западе и привыкли, что в большинстве стран отцы могут принимать участие в родах. Безусловно это делает роды более щадящими для женщины, соответственно уменьшая стресс, который испытывает ребенок, появляясь на свет. У отца не должно быть шока из-за того, что ребенок не совсем такой, какого он ждал.

Если вы надеетесь увидеть улыбающегося розового малого с рекламы, вас ждет разочарование. В первые секунды вам будет казаться, что это какой-то синеватый сморчок, покрытый странной смазкой, да еще и очень мокрый. Не нервничайте, он очень быстро изменится, а вы еще быстрее привыкнете, если уже в первые часы после родов будете интенсивно заниматься с ребенком. Вот здесь мы говорим о рефлексах: с какими умениями (как ни странно это звучит) ребенок рождается?

ХВАТАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Вы даете младенцу пальцы, он хватается и на ваших руках легко повисает в воздухе.

Если родитель не уверен в себе и боится, что ребенок может упасть, можно много раз протягивать ребенка, лежащего на спине и держащегося за ваши пальцы, не поднимая его вверх. Но довольно скоро вы почувствуете, что пальцы разжимаются не вдруг, а постепенно, и слабеет хватка сначала на более слабой руке. Серьезных падений, если вы делаете упражнения над детской кроваткой или над диваном, произойти не может. Не нужно сразу слишком большой нагрузки, но если в первый день вам удалось сделать пять-шесть подходов, прогресс уже будет чувствоваться.

Одно занятие может занимать несколько минут. Вот как оно приблизительно выглядит. Ребенок лежит на спине, и вы начинаете легкий массаж икр, бедер, кистей и плеч. Можно просто легко сжимать по пятьдесят-сто раз мышцы голени и бедер, несколько десятков раз прижать колени к животу,потом перейти к рукам. Положите ребенка на живот и помассируйте спину и плечи: ребенок разогреется. Все упражнения можно делать,сидя в кресле, чуть откинувшись назад и держа ребенка перед собой на коленях, можно на большой кровати.Во время занятий ребенок может быть раздет, если вы занимаетесь интенсивно, он не замерзнет.

ШАГАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Эксперимент по сохранению этого рефлекса проводила лет десять назад группа матерей-американок. Все их дети начали самостоятельно ходить около шести месяцев.

НАГРУЗКИ НА ПОЗВОНОЧНИК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. Держите ребенка подмышками и давайте ему перебирать ногами по полу или по столу. Рефлекс образовался за счет того, что в последние месяцы внутриутробного развития легкие удары ногой в стенку матки помогали ребенку занять более удобное положение. Рефлекс слабенький, но его полезно "тянуть" до того момента, когда ребенок начнет вдоль стенки своей кроватки, то есть месяцев до пяти (мы даем сроки в группе "продвинутых" детей, к общей статистике это отношения не имеет). "Хождение" по столу очень хорошо дополнить массажем стоп.

Потом возьмите ребенка на руки и имитируйте его прыжки на двух ногах: вы поднимаете и опускаете его, легко ударяя стопами о поверхность стола. Дети испытывают удовольствие от этого упражнения, его можно повторять десятки раз. Нагрузка на ребенка очень небольшая, а отцов можно убедить в том, что так они качают себе мышцы рук. Это упражнение полезно для икр, но к нему важно добавлять массаж коленей.

Очень хорошо в каждом случае найти какое-то легкое упражнение, которое ребенок любит и которое можно выполнять множество раз. Действительно, существеннее количество раз, которые ребенок повторит движение, а не самостоятельное выполнение того же движения с полной нагрузкой. ПОЛЗАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Ползанье - это главное упражнение новорожденного. Заметьте: даже бабушки, враги всего прогрессивного человечества, ничего не смогут возразить против того, что ребенок всего-навсего ползает.(Эка невидаль: в возрасте одного дня!)

Вам нужно всего лишь РАЗРЕШИТЬ ребенку ползать, слегка подпирая его пятки руками и сделав небольшой угол наклона. Доман рекомендует создать трек для ползанья (См.:Доман, Гармоничное...), но мы думаем, что если вам негде его ставить, то без трека можно обойтись. В обычной деревянной детской кроватке вы можете положить плотный пробковый матрас под небольшим углом и менять этот угол, поворачивая под ним в разных плоскостях толстую книгу (если вы испытываете какое-то специальное уважение к печатным трудам, используйте в качестве опоры кирпич). Над склоном очень удобно поднимать ребенка за ручки: никакое падение не будет болезненным.

Не забывайте оставлять его в кроватке на животе, прижав его ноги к боковой стенке: наверняка вы найдете его через час в противоположном углу, даже если он спит.А разве можно спать вниз головой? На сон можно оставить наклон совсем крохотный, 15 градусов, или делать постель горизонтальной (если у младенца была желтуха, то до шести недель спать на склоне вниз головой нельзя).

Помните, что маленькие обезьянки, наши дальние родственники,засыпают в любых позах.Более того, они не прекращают пользоваться своим хватательным рефлексом во время сна, но экспериментировать в этом направлении мы пока не решаемся, оставляя это родителям следующих поколений.

Вы можете положить ребенка спать и вверх по склону, главное, что он скоро сам будет выбирать себе для сна позицию, которая ему удобна. Петя Ф. в первые две недели жизни проползал по наклонной горке около десяти метров в день. Во время сна он проползал около трех метров, такие же данные приводит Доман. Когда ребенок дополз до конца кроватки, его нужно вернуть в исходную позицию, и он начнет все сначала. Если горка крутая, он иногда поворачивается на бок, долго цепляется за склон, а потом скатывается вниз. Все эти усилия чрезвычайно полезны.

Если вы укладываете ребенка на живот, подкладывайте его руки под грудь или под живот, пусть он сам попытается их из-под себя вытащить. Если у него не получается, то покажите ему своей рукой, как это делается, и снова спрячьте его ручки под грудь. Чем больше вы сами придумаете оригинальных упражнений - тем лучше. Тем больше дополнительных стимулирующих сигналов получит детский мозг.

Не беспокойтесь: вы не можете повредить своему ребенку, позволяя ему как можно больше двигаться в собственной кроватке.

Контрольный вопрос. Подумайте сами, когда мозг развивается больше: когда ребенок лежит запеленутый в толстое одеяло и смотрит в белый потолок или когда он ползает и смотрит в разные стороны, причем в разных комнатах и на разных поверхностях?.. Ребенок развивается, общаясь с вами, и физический контакт родителей с ним - это несомненно форма общения.Все родители возятся со своим малышом, но мы предлагаем упорядочить эту "возню", превратить ее в ряд полезных целенаправленных упражнений.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ. Глен Доман все время цитирует русского нейропсихолога Клоссовского, который доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых вестибулярной стимуляции, увеличился на четверть по сравнению с контрольной группой.

Если у вас достаточно широкий трек (кроватка),можете покатать ребенка вниз-вверх, как тесто, а потом на одном месте по часовой стрелке. Попробуйте легко подбрасывать его в руках, только целуйте его после каждого "взлета", чтобы он не пугался. Покрутитесь с ним по комнате, прижимая его к себе или положив его себе на плечо. Все движения убыстряйте постепенно, пусть изменение интенсивности происходит не за часы и дни, а только за недели. Если ребенок пугается, то просто имитируйте полет вверх, не выпускайте его из рук, но руки должны резко уходить вниз.

Хорошо покачать его, держа за руку и ногу, но ОН должен держать ваш палец, и никогда наоборот. Поднимите его за ноги вниз головой... Бабушки, пожалуйста, не причитайте: любая акушерка держит так новорожденного и он еще получает классический акушерский удар по попе, и никому не приходит в голову этого бояться. Это совсем не "страшная", а полезная поза для покачивания и тренировки вестибулярного аппарата. Для хвоста упражнений нет - на этом аналогии с животным миром окончены.

Если ребенок не спит и не ест, он двигается. А когда спит и ест? Во время кормления руки его нужно оставлять свободными, и во сне возможность шевелиться должна всегда быть при ребенке.

Если у вас нет большого опыта, делайте все упражнения с максимальной осторожностью, медленно и постепенно увеличивая активность. Особенно это касается хватательного рефлекса. Если вы считаете себя неловкой матерью, способной выронить ребенка, пусть это будет над мягкой поверхностью и на маленькой высоте. В первые дни во время одного занятия можно поднять его десять-пятнадцать раз - так сильна рефлекторная хватка. Петя Ф. висел в первые две недели по десять-двенадцать секунд по несколько раз за занятие. На девятый день он провисел на пальцах сорок пять секунд, после чего его положили, чтобы не рисковать.

Но заметьте: не менее важным, чем само хватание, является, наоборот, "освобождение" руки, момент, когда ребенок почему-то (чаще всего из-за веса) отпускает ваши пальцы. Именно это является признаком, что с уровня медуллы - первого уровня управления - мы перебираемся "во второй класс".

Упражнения "на освобождение" можно делать для всей кисти, а можно и для каждого пальчика: вы даете ребенку палец и потом с силой вырываете их у него. Только страхуйте лицо ребенка, чтобы он сам себя не ударил при "отдаче", когда вы вырвете свой палец. Вообще, чем больше разнообразных движений вы будете совершать, тем богаче его опыт, тем мощнее становится его физический интеллект - это специальный термин, введенный Доманом. Когда вы делаете сотни легких чередующихся упражнений, вы добиваетесь долгого физического контакта с ребенком. ЕСТЕСТВЕННО для ребенка (как это может быть естественно для животного) быть с матерью. Ни один из видов обезьян не отдает своих детей в чужие руки, в детские палаты родильных домов: матери держат детенышей постоянно на себе, не слишком портя им этим характер. Подобный контакт - кожа к коже - особенно энергетически важен при любом физическом неблагополучии. Можно ли делать упражнения при легкой желтухе новорожденного?Каждый случай должен быть рассмотрен отдельно, но чаще всего там, где врачи требуют полного покоя, нужна обязательно нетяжелая физическая активность. Можно ли заниматься после еды, если младенец бодрствует? Вверх ногами поднимать его не стоит, а поползать или повисеть он может прекрасно.

Еще о хватательном рефлексе. Сложность в том, что если вы даете пальцы слишком медленно, то ребенок их не возьмет или сразу отпустит, а если вы вкладываете в его ладонь пальцы и сразу тянете руки вверх, то вам кажется, что вы можете ребенка выронить. Между двумя этими вариантами приходится лавировать - давать пальцы и не слишком быстро (он должен успеть ухватиться как следует), но и не давая ему времени на раздумье. Вспомните, как действует страховочный ремень в автомобилях: он вытягивается, если его медленно тащить, и тормозится при резком рывке. Именно так ребенок хватает ваши пальцы.

Сколько занятий может быть проведено за день? Пять, шесть девять. Ребенок может заниматься и чаще, просто у вас не хватит на это времени. Если он устанет, он уснет. Но переутомить ребенка короткими, частыми занятиями вы не сможете - у вас не хватит сил на это. Наши прабабушки, человекообразные обезьяны, тренируют детей все двадцать четыре часа в сутки, а хомо сапиенс ухитряется почти полностью обездвижить своих детенышей, ожидая при этом высоких физических достижений. Мы предлагаем промежуточный вариант.

Разговаривайте с новорожденным, развивайте его слух (кстати,вертикальная поза, в которой вы подпрыгиваете на столе, идеальна для общения). Короткие занятия могут быть проведены, когда вы просто взяли ребенка на руки. Это очень хорошая привычка. Вы проводите не весь комплекс, а выбираете упражнения на руки или кружите ребенка по комнате. Любая активность будет ускорять его развитие. Когда вы, используя хватательный рефлекс, тащите ребенка вдоль кровати, он может выпустить одну руку, и вы увидите, что и одной руки ему достаточно для этого упражнения. Это еще одна информация, которая передается в мозг: можно висеть и на одной руке.

Не торопитесь давать ребенку соску или вынимайте ее, как только он засыпает. Новорожденный, которому дали соску во время ползанья, мгновенно перестает ползти. Соска в любом возрасте является тормозящим фактором для развития (это данные английских педиатров). Во время выполнения некоторых упражнений,а иногда и ползая, ребенок может кричать. Заметьте, что о при этом он продолжает ползти. При определенной физической нагрузке ему требуется больше воздуха: он "вентилирует" легкие с помощью крика. Если это не истошный крик, нет повода прекращать занятие.

Чтобы первая неделя жизни ребенка не застала вас врасплох, необходимо к ней готовиться.Не пропустите самое ценное для учебы время!

В какой позе ребенку спать? На животе его меньше мучают газы, он меньше просыпается и проползает за ночь много метров,которые вам скоро надоест считать. Куда он ползет?.. Вы никогда не удивлялись, заметив кошку, которая далеко от города куда-то сосредоточенно движется? Это таинственная загадка. Ответ еще не получен. Может быть, младенец ползет к теплой материнской груди. В любом случае он сейчас резко меняет свое спортивное будущее.

Назад



Ранний старт
sdelaibalkon.com
Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz