Назад
О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Михаил Федотов
Уровень школьного образования катастрофически падает. Чего же можно еще ждать?! Почему во всем мире существуют тысячи центров раннего развития, а у нас - ни одного? А американцы относятся к проблеме развития детей как к проблеме военно-стратегического значения.
Ни в одном педвузе России не популяризируются идеи раннего развития, более того, о них практически не упоминают.
Самое косное, что может быть в стране, - это застывшая школа. Нам стоит ответить на главный вопрос: школа для детей или наши дети для школы? Школа становится чудовищем, стоящим на пути развития ребенка. Лозунг детских садов: "Нужно подготовить ребенка к школе", - никого не пугает. А детей надо готовить не к школе, а к жизни.
Проблемы со школой тянутся у нас с тридцатых годов, когда категорически были запрещены идеи раннего развития детей. Мы уже давно выправили ситуацию в биологии, мы больше не твердим, что генетика является лженаукой, мы уже стыдимся себя за то, что мы это твердили. Когда мы будем стыдиться себя за то, что на раннее развитие в стране остается запрет.
Автор статьи считает, что, к сожалению, вопросы раннего развития на уровне логики объяснить нельзя, доказать нельзя. Существуют какие-то внутренние протесты, запреты, которые не позволяют людям свободно говорить на эту тему.
Предусмотреть на уровне логики все возражения невозможно потому что немедленно изобретаются новые, так как возражения не являются попыткой доказать истину. Любой педагог прежде всего защищает честь касты и школу, а защищать нужно не себя, а детей.
Но все-таки если предположить, что существует педагог, который ищет правду, то я предлагаю вариант поисковых вопросов: правда ли, что можно за неделю в возрасте четыре года научиться читать, правда ли, что дети, занимающиеся по системе Зайцева, не страдают близорукостью и сколиозом. Правда ли, что система Зайцева не только не угнетает детей психически, но и помогает в работе с аутистами и часто выправляет детей с психическими отклонениями. Правда ли, что дети, которые научились рано читать, если продолжать занятия с ними, любят учиться, легко занимаются сами, и никогда не мучаются от безделья и скуки. Правда, что "домановские" дети в четыре года легко бегут пять километров, в год легко плавают, правда ли, что системе Домана больше тридцати лет, и среди его учеников есть уже нобелевские лауреаты и спортсмены экстра-класса и так далее. Можно разработать другие вопросы, пытаться отвечать на них - только старайтесь делать это письменно, и смотрите, к чему вас приведет ваше исследование.
Сегодня нам важна не столько оценка систем новаторов авторитетами педагогики, которые полны амбиций и защищают свое положение, сколько реакция миллионов родителей. Нам важно узнать, что думают воспитатели реального детского садика в городе Бор Нижегородской области, где уже четвертый выпуск умеющих читать детей продолжает по специальной программе учиться в школе. По Суржикову на пятьдесят первом уроке первого класса малышей знакомят с цифрой восемь, когда им уже по возрасту рассчитывать ракетное топливо. А поселковые шестилетки с выражением и пониманием читают "Медного всадника". А не вредно ли им читать? А не вредно ли им говорить?…
Нужно найти праздничные слова и кончить статью на мажорной ноте. Может быть, появится добрый батюшка-царь и издаст указ. Чтобы в первый класс приходили бегло читая и владея всеми действиями в пределах тысячи, или злой батюшка-царь, но тоже умный. И чтобы школа соответствовала талантливым детям, которых она в свои стены принимает. Институт Домана в Филадельфии доказал, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Научить семилетнего ребенка читать невероятно сложно - это педагогический подвиг. Так же сложно семилетнего ребенка, которого воспитывало семейство волков, обучить человеческой речи. К сожалению, мы сами - это дети, которые слишком поздно научились разговаривать. Пускай наших детей ждет другая участь.
Назад