Назад
В ОТВЕТ НА СТАТЬЮ МИХАИЛА ФЕДОТОВА "ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Ольга Павлова
О школе. Каким должен быть маленький ученик, прошедший "школу РР".
М.Ф.++++++++++Практически выгоднее всего, чтобы он был умным, в числе первых учеников в классе, но лучше бы он особенно не выделялся. То есть в основном мы вынуждены думать о том, как наш ребенок будет выглядеть на фоне других учеников! При том, что это вообще тема непозволительная, и мы должны быть заняты только одной проблемой: решать, насколько реализованы его способности. То есть сравнивать ребенка только с ним же самим.+++++++++
О.П. По моему мнению, человек прежде всего должен чувствовать себя успешным в коллективе. Это нужно обязательно, потому что чем старше становится человечек, тем больше его начинает мучить вопрос: А зачем все это? Почему я должен трудиться, когда другие смотрят мультики и играют в компьютер целыми днями?" Вся наша жизнь состоит из сравнения себя с другими людьми, мы существа общественные , как бы заштампованно это ни звучало. И часто самые лучшие свои поступки, дела, совершаем под влиянием низменного: зависти, ревности. Взрослые люди не могут сравнивать себя только с самим собой. Чем взрослее становится ребенок, тем более ему присуща (может быть и вредная, но взрослая) черта сравнивать себя с другими людьми. И если этого не происходит, он остается инфантильным на всю жизнь (это может выглядеть даже милым со стороны, но я не пожелаю подобной чудаковатости своему ребенку).
М.Ф.++++++++++ Существует ли идеальный вариант?. А что вы сделаете, если вам придется растить сына на необитаемом острове или на луне? Школы там нет, отношения со сверстниками рассматривать не нужно.+++++++++++++++
О.П.Да невозможен такой вариант! Не идеалисты мы! И даже стремления к подобному абсолюту не испытываем! Будет необитаемый остров будут объяснения, что ты не один такой на свете. Будешь целыми днями греть на солнце пузо не станешь умнее крокодила, и он сожрет тебя в конце концов, так что сравни себя хотя бы с ним и будь добр выучи его повадки быстрее, чем он твои, хотя бы чтобы выжить, у тебя ведь нет таких зубов.
М.Ф.+++++++++Развиваем способности, не думая о том, что пять или семь лет могут быть каким-то этапом. Есть только один возраст, с которым мы будем вынуждены считаться: по данным американца Домана, в семь с половиной лет, когда прекращается рост мозга, скорость восприятия резко, в десятки раз падает. +++++++++++
О.П.Значит, надо многое успеть до этого возраста. В том числе не опоздать с социальной адаптацией , с осознанием успешности, с созданием положительной мотивации , или, если уж с положительной никак не выходит, хотя бы с от противного негативной мотивацией . Простите за обилие штампов.
М.Ф.++++++++Как вы будете учить ребенка на необитаемом острове? ВОТ ТАК И УЧИТЕ. ЭТО ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ УЧЕБЫ.++++++++
О.П.Уже писала первым делом научу его быть умнее хищников и всякого прочего мошкарья, научу выживать среди всего этого, научу чувствовать себя сильным и успешным (через СРАВНИВАНИЕ себя с другими). Не знаю, буду ли при этом учить его математике, но и хоккей там вряд ли пригодится. (кстати, любой спорт это прежде всего осознание успешности я лучше, быстрее, я более ловкий, сильный, чем другие. Если нет такого осознания (или хотя бы осознания того, что он МОЖЕТ стать таким), ребенок не будет заниматься спортом.
М.Ф.++++++++У вас достаточно денег и вы можете позволить себе приглашать домой частных учителей по всем предметам, допуская, что с годами вы подготовите ребенка к дорогой частной школе, где за деньги происходит интересная учеба. Такой школы нет, но всё равно это ВТОРОЙ ВАРИАНТ УЧЁБЫ. ++++++++++
О.П.Нельзя ребенка изолировать и создавать тепличные условия получения знаний. Надо уметь знания (как и многое другое) добывать. Я тоже об этом уже писала. Вторая проблема - если ребенок годами занимается дома с репетиторами, возможно, хотя и маловероятно (так как нет мотивации получения знаний) получение хороших знаний. Но многовероятна психотравма при осознании того, что, оказывается , существуют люди, знающие и умеющие больше него (в дорогой частной школе).
М.Ф.++++++++++++++++++Вы договариваетесь, что ребенка сразу принимают во второй или третий класс и дальше он учится с опережением на два-три класса, ++++++++
О.П.Считаю это двойной нагрузкой ребенок попадает в коллектив, который уже привык к учебному процессу, все дети знают друг друга, а он новичок, и кроме того младше других. Не лучше ли все-таки в 4-5 лет пойти в 1 класс чтобы быть со всеми в одинаковых условиях.
М.Ф.+++++++++++++++или, как в экспериментальных западных школах, ему разрешают опережать класс по одному из предметов, чаще всего по математике, с тем, что ребенка готовят по индивидуальной программе. ЭТО ТРЕТИЙ ВАРИАНТ УЧЁБЫ. ++++++++
О.П.Может быть, это и реальный вариант, но учителей, согласных учить одного ученика по особой программе нет. По крайней мере, забесплатно . Это проблема родителей. А при этом совершенно не требуется чье-то особое разрешение.
М.Ф.+++++++++ И ребенка, который в десять лет прошел всю школьную математику, может быть, и не будут заставлять решать примитивные задачи четвертого класса.+++++++++
О.П.Вот в этом совершенно не уверена. Должен решать будет решать. И не дай бог, неправильно запишет условие или не поставит двоеточие после слова ответ +
М.Ф.+++++++++++ПЯТЫЙ ВАРИАНТ. Вы отправляете ребенка ДАБЛ АР (рр, раннее развитие ) в школу с четырех, пяти, шести лет. Это может быть рассмотрено, как один из вариантов. В этом году я даже нашел школу, где четырехлетнего мальчика соглашались взять в первый класс на один-два раза в неделю, но, очень почесав в затылке, мы решили переждать еще год. Всё-таки в четыре года даже очень мощный ребенок в первом классе будет уставать (от официальности, от неподвижности, от того, что соседи по парте считают его малышом и т.д).+++++++++
О.П.Уже писала о том, что в любом возрасте ребенка с опережающим развитием будут считать малышом в семь лет в пятом классе или в десять в восьмом. Единственное, что в более младшем возрасте дети добрее, и спокойнее привыкают к тому, что с ними, восьмилетними, в ПЕРВОМ классе сидит за одной партой 4-5 летний. У них одинаковые стартовые условия они оба ничего еще не знают о школе.
М.Ф.++++++++ШЕСТОЙ ВАРИАНТ. Ребенок проходит школу экстерном. Так проходят школу дети, находящиеся в поле зрения Зайцева. Сам я сегодня думаю, что я бы не стал ребенка начисто лишать обстановки школы это его значительно обеднит. В любом случае лучше, чтобы предметы расцвечивали учителя, а не оставлять всё на контакт умного ребенка с учебником (или с компьютером).++++++++
О.П.Поддерживаю! Но экстернат с пятого класса. С пятого пусть и решает сам, в школу идти или в экстернат. А Зайцев хорошо, но для дошкольников. Читать считать многие могут в четыре-пять лет, это здорово, но что дальше?
М.Ф.+++++++СЕДЬМОЙ ВАРИАНТ. Освоен в поселке Нижний Бор Горьковской области. Детский сад, подготовленный по программе Зайцева, целиком образовал первый класс начальной школы, под который написана специальная сложная программа.+++++
О.П.Это замечательно, но что делать, если мы живем не в Горьковской области?
М.Ф.ВОСЬМОЙ ВАРИАНТ. Городской. Который мне кажется идеальным. Создание микрошколы на пять-шесть учеников, в которой преподают учителя и сами родители, и преподавание ведется под максимум, то есть происходит учёба, а не выполняются планы и продразверстки министерства народного образования. Вариант может быть временным, лабильным. НЕ исключено, что после первых ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ лет ПОЛНОЦЕННОЙ УЧЁБЫ, КОГДА ДЕТИ СИДЕЛИ НА СТУЛЬЯХ РЯДОМ С СЕБЕ ПОДОБНЫМИ, ОНИ МОГУТ ОКРЕПНУТЬ НАСТОЛЬКО, что их можно отпустить доучиваться в старших классах средней школы. Этот вариант хорошо совместим с занятиями музыкой и живописью. Для маленькой группы можно нанимать спортивного специализированного тренера, а не обычного учителя физкультуры. Для создания такой группы не нужно ждать семилетия.создайте ее сегодня. Пусть это будет прообразом будущей микрошколы - просто совместные занятия с ребенком ваших друзей. Должно пройти время, чтобы дети притерлись друг к другу, чтобы вы нашли родителей, разделяющих ваши идеи. И один из немногих плюсов школы- ребенок там учится вести себя в коллективе- перестает быть существенным. ++++++
О.П.Это, на самом деле, вариант, близкий к идеальному. Но как и всякий абсолют недостижимый и невыполнимый. Хотя бы потому, что у умных детей совершенно не обязательно имеются родители, которые умеют преподавать, как , впрочем, справедливо и обратное. Многие родители слишком заняты, чтобы в дневное, удобное для всех детей время вести занятия. Многие родители могут заниматься со своим ребенком, потому что знают, с какой стороны к нему подойти, чтобы достичь наибольшего эффекта, но дети разные, и как заниматься с другими (не считая их при этом тупее своего), они не догадываются. (это мой вариант). А чего стоит наша удаленность друг от друга! Если тратить на дорогу к этой импровизированной школе даже час туда час обратно, для ребенка это практически нереально. И опять забыто то, что по окончании школы нужна такая вещь, как аттестат, получить который можно только в лицензированной школе, то есть экзамены сдавать придется ежегодно в школе. А там требуется слишком много формальностей, соблюдать которые нормальные учителя-родители , обычно не хотят и считают глупым. Например, тот порядок, в котором преподаются отдельные темы, порядок записи отдельных вещей (примеров, задач); отношение к литературным героям и событиям истории+ Количество написанных сочинений и изложений. Да мало ли еще чего!
М.Ф.+++++++++++Я не заканчиваю эту статью. Она принципиально открытая. Думаю, что правильно искать единомышленников, с которыми вместе можно реализовывать идеи раннего развития, чтобы к школьному возрасту дети хорошо знали друг друга и им радостно было бы вместе учиться (см. вариант восемь). ++++++++++++++++
О.П.Все замечательно и по-доброму, но, но, но+ (см. комментарии 1-8).
Назад