Назад
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТРЕНИРОВКА. ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ
Михаил Федотов и Евгения Тропп
Идеальная работа с детьми двух-трех лет должна происходить в детской группе. Конечно, ребенок этого возраста находит в родителях интересного для себя партнера и собеседника и с достаточной охотой может заниматься тем, что ему предлагают. Но появление одного-двух ровесников невероятно сильно влияет на усваиваемость заданий, поддерживает желание заниматься. У любого ребенка сразу происходит скачок вперед. "Отстающих" группа подталкивает, но и на лидеров действует магически. Наличие нескольких детей усиливает игровой элемент, меняет характер детей, учит корректным отношениям с соперниками.
В небольших городах, если вы занимаетесь игровыми видами, группа может стать зародышем "команды будущего". Кроме того, группа дает вам иные возможности тренировок, ведь в этом участвует сразу несколько родителей. Вы можете позволить себе арендовать зал, оборудование, пригласить тренера, поскольку в своей квартире целой группой заниматься все-таки тесновато.
"Домановского" ребенка лучше держать в компании, у него слишком много энергии. Эта атомная бомба дома может довести родителей до изнеможения. По нашему опыту, разница в возрасте детей после двух лет не очень существенна, то есть комбинация - два, три и пять лет - вполне может существовать и быть полезной каждому из детей. Мы имеем в виду тот случай, когда родители много занимаются интеллектуальным развитием младших, и они с первых лет являются интересными партнерами для игр.
Если у вас есть возможность создать группу, мы вам очень завидуем.
Мы пишем о совершенно крамольных вещах: о нацеленной тренировке полуторагодовалого спортсмена, или даже годовалого, или двухлетнего. И особенность этой тренировки в том, что "студент" не должен ее замечать. Ребенка не может интересовать специализированная спортивная площадка, его интересуют большие магазины, зоопарки, музеи, берег моря, стройки - любое место, где происходит "ДЕЙСТВИЕ". И вот к этому развлечению мы должны подстроить тренировку.
Возьмем ролики в качестве примера. Площадка с ямами и барьерами для катания может привлечь только того ребенка, который уже многое умеет. А до этого - минимум год терпеливых поездок по дому, по коридорам, по городу, в торговых центрах, где всегда отличное покрытие, на котором легко кататься. Когда вы почувствуете, что ребенок обрел свободу движений и начинает входить во вкус катания - гоняет на скорости, поворачивает, ездит назад, - тогда можно большую часть тренировки с клюшкой и шайбами перенести на площадку. В возрасте двух с половиной лет мы стали кататься по два-три часа в день, утром - на площадке, вечером - в магазине. Это нагрузка, которую ребенок выдерживает очень легко. Такой тренировочный объем в этом возрасте стимулирует мощнейшее развитие ребенка. Причем, он начинает выделяться не только своим сложением, координацией, силой и ловкостью, но и общим развитием - контактностью, воображением, речью.
Любая на свете мама считает себя главным специалистом по детям, и ей трудно объяснить, что, в основном, она все делает неправильно. Так и любой тренер, у которого уже есть опыт работы и хорошие результаты, не может услышать, что возраст до трех лет - с одной стороны, ключевой, а с другой стороны, никакие стандартные подходы в это время не работают. Мы видели прекрасных уважаемых тренеров, которые совершенно не знали, на каком языке говорить с двухлетками. Ничего стыдного и непонятного тут нет, но тренерам необходимо себе в этом признаться.
Тренер, который начинает работу с ребенком до трех лет, должен понимать, что он получил очень большой подарок, но ему - будь он даже ранга Дьячкова, Лонского или Лобановского - для этого возраста придется переучиваться заново и менять приемы. Важен очень глубокий контакт с родителями, потому что основная "черная" работа все-таки ложится на них. Но тренер должен видеть отдаленные перспективы, ведь непрофессионалы не могут до конца прочувствовать все тонкости вида спорта, его сложности, подводные течения. При этом родители-энтузиасты могут своротить горы, и с их мнением обязательно нужно считаться.
Не забывайте делать перерывы в занятиях, чтобы появился "голод" и возросло желание заниматься. Почти всякие занятия довольно скоро становятся потребностью, особенно движения, которые хорошо удаются. Интересная игра, интересная цель меняют эффект тренировки от нуля до ста.
Главный недостаток работы с совсем маленькими детьми - то, что очень много лет нужно ждать победных результатов Но зато они точно будут. Может быть, стоит решиться?!
Назад